Незрячую девушку не пустили в автобус с собакой‐поводырем — и она обратилась в суд
Оставил за дверью
Этот инцидент произошел с 24-летней жительницей Краснодара Анастасией Блиновой. Девушка — инвалид по зрению — мечтала о карьере юриста и поступила в университет. Сначала на лекции ходила в сопровождении сокурсников, а затем в ее жизни появился кремовый лабрадор Дарли. Собака-проводник стала «глазами» девушки, выучила все нужные маршруты: по команде «Вперед!» она спокойно ведет свою хозяйку, помогает обойти лужи, останавливается перед бордюрами, сигнализируя о препятствии, и даже в торговом центре, ни на кого не отвлекаясь, выбирает путь вдоль витрин, тем самым уводя Настю от движущегося потока людей.
В большинстве случаев при словах «С собакой нельзя!» стоит показать паспорт четвероногого проводника, и ситуация решается сама собой. Но только не в этот раз. Анастасия Блинова возвращалась в Краснодар из пригородного хутора Ленина, где живут ее родители. Ждала автобус на остановке вместе с младшей сестрой.
Однако водитель пригородного автобуса не пустил ее в салон вместе с лабрадором-проводником, сославшись на то, что собаку нужно перевозить только в клетке. Паспорт четвероногого поводыря и справку об инвалидности он проигнорировал и, продолжая настаивать на своем, захлопнул двери.
— Я практически стояла на трассе, людей рядом нет, подхожу с Дарли к автобусу, и водитель меня сразу останавливает: «Девушка, куда вы с собакой?». Несмотря на попытки объяснить ситуацию, войти в салон он мне запретил — мол, без клетки собак перевозить нельзя. Но как Дарли может быть в клетке, если она должна меня вести? Так и уехал, — рассказывает Анастасия.
Анастасия после такого хамского отношения пожаловалась в прокуратуру Карасунского округа Краснодара. Ведь согласно федеральному закону N 181 ( стаья 15 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур») правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти регионов, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Виновника быстро нашли, но привлекать к административной ответственности не стали, опираясь на правила о пассажирских перевозках и показания водителя: по словам Анастасии, испугавшись последствий, он изменил версию событий — якобы требовал не клетку, а. намордник.
Руководство автокомпании предложило девушке встретиться, чтобы лично принести извинения, но Настя отказалась. В свою очередь, в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона, куда заявление Анастасии отправили из прокуратуры, заявили, что никакого нарушения не было — водитель действовал согласно правилам пассажирских перевозок.
Как считает краснодарский юрист Елена Писаренко, подобные случаи доказывать очень сложно — нужны достаточные доказательства: видеосъемка, свидетели.
— В этой ситуации чиновники сослались на законы, в которых четко прописано, что владелец собаки-проводника при входе в социальные объекты должен иметь при себе документ об инвалидности, паспорт, подтверждающий обучение собаки, шлейку, поводок. Да, на собак-проводников тоже распространяются общие правила выгула — находиться в общественных местах в наморднике, но данный случай исключительный, и водитель мог пойти навстречу. Возможно, на месте он требовал и клетку, но сейчас, когда ситуация попала на рассмотрение в прокуратуру, похоже, от своих слов отказался, а по истечении времени доказать обратное трудно, — рассказала Елена Писаренко.
А если бы инцидент попал на видео? Тогда официальными отговорками дело бы не ограничилось. Специалисты советуют: в случаях, когда нарушают ваши права, эффективнее сразу на месте обратиться по телефону «горячей линии» в ответственные структуры и общественные организации — тогда просто «замять» конфликт не удастся.
. Но и Настя просто так оставлять этот случай не собирается: сейчас девушка готовит заявление в суд.
Уфимку не пустили в автобус с собакой-поводырем. Теперь этот случай может помочь другим слепым
Ксения Минелбаева – незрячая девушка, которой в силу своего недуга приходится всюду ходить в сопровождении собаки-поводыря. Из-за этого она регулярно сталкивается с непониманием со стороны других людей. Например, однажды ее не пустили в пиццерию, в другой раз – в торговый центр. Однако именно недавний инцидент с водителем ПАЗа обрел известность, в первую очередь, благодаря особо агрессивной реакции водителя.
В тот день, 23 августа, Минелбаева вместе с дочкой собиралась пойти на ZooВыставку, проходящую в «ВДНХ-Экспо». В рамках мероприятия клуб владельцев собак-поводырей «Актырнак» проводил благотворительную акцию. Когда она села в нужный ей автобус под маршрутом №269, принадлежащий ИП Фанису Батырову, то столкнулась с резко негативной реакцией водителя на собак. По словам девушки, маршрутчик сходу начал кричать на весь автобус и выгонять из салона.
Кричал на весь автобус, чтобы я показала ему документы. Пришлось доставать паспорт собаки, хотя по специальной шлейке с соответствующей надписью и так понятно, что это собака-проводник
– рассказала Минелбаева. Остаться в автобусе ей удалось только после угроз обратиться в прокуратуру.
Индивидуальный предприниматель Фанис Батыров является одним из крупнейших частных перевозчиком Уфа. В частности, ему принадлежит право работы на одних из самых протяженных городских маршрутов под номерами 211, 249, 266, 269, 270 и других.
Его водители уже не в первый раз становятся объектами повышенного внимания со стороны СМИ. Одним из самых громких случаев является авария на остановке Парк имени Калинина, в которой пострадали 17 человек, в том числе двое детей. ДТП произошло между ПАЗом под 249 маршрутом и НефАЗом «Башавтотранса».
По версии МВД, виновником аварии был водитель ПАЗа, так как он не держал дистанцию и не успел вовремя затормозить. Тогда один из пассажиров маршрутки сообщил «Вестям», что до этого водитель спешил и пропустил несколько остановок, а на светофоре после Парка имени Калинина пытался успеть проехать на зеленый.
Все это происходит на фоне слухов о связях верхушки местного ГИБДД с частными перевозчиками, а также о якобы имеющихся дружественных отношениях главы ведомства Динара Гильмутдинова и Фаниса Батырова. Наличие покровителей в Госавтоинспекции могло бы объяснить процветание такого вида общественного транспорта на дорогах, как «пазики» и «газельки», особенно тех из их, кто ездит нелегально.
После того, как история с Ксенией Минелбаевой получила огласку, за дело взялась прокуратура. Как сообщат пресс-служба ведомства, действиям ИП Батырова, на которого работает водитель, будет дана оценка.
Сам Фанис Батыров в разговоре с ProUfu сообщил, что прокурор пока к нему не обращался. Предприниматель также предоставил свою точку зрения на происшествие с Ксенией Минелбаевой. По его словам, девушка с собакой зашли в автобус на Первомайскую и большую часть поездки не привлекали к себе внимание, сидя в конце салона.
– По ходу движения она переместилась на место около входа в автобус. Тогда собака разлеглась на проходе, из-за этого люди не могли выйти из автобуса – в первую очередь на нее ополчились другие пассажиры, а не водитель, – рассказал Батыров. – Тогда ее попросили пересесть на другое место и надеть собаке намордник, чтобы не пугать людей. Тогда она начала кричать, что ее выгоняют и что она будет жаловаться в прокуратуру. Это всего лишь конфликт интересов между пассажирами».
Точка зрения Батырова полностью строится на рассказе его водителя Александра Т. 20-летний стаж работы, которым обладает сотрудник, позволяет ему вызывать полное доверие со стороны перевозчика. Сейчас водитель отстранен от работы до полного выяснения обстоятельств.
Несмотря на неприятной всей этой истории, у нее есть одно хорошее последствие – на нее обратили внимание. В том числе и чиновники. В субботу поиском водителя занялась руководитель рабочей группы при администрации главы Башкирии Елена Прочаковская.
Ситуацию прокомментировали и в региональном госкомитете по транспорту. По словам зампредседателя ГК Азата Калимуллина, на этой неделе Ксения будет приглашена на заседание рабочей группы при Общественном совете по интересам маломобильных групп граждан. На нем будет обсуждаться, в частности, доступность транспорта для таких людей, как Ксения.
Еще весной силами клуба «Актырнак» и депутата горсовета Артура Хазигалеева в Уфе начались мероприятия по повышению терпимости людей к незрячим с собаками. Инициатива включала расклеивание стикеров «Вход с собакой-проводником» на дверях заведений и организаций, а также общественного транспорта, развешивание на улицах городов баннеров и плакатов.
Баннеры появились в городе ко дню собак-поводырей, 24 апреля. Фото: Facebook
Также программа включает создание инфраструктуры и доступной среды для незрячих людей, специальных площадок для выгула дрессированных собак – как раз для того, чтобы других людей не нервировал вид собаки без намордника.
Как вы считаете, повысится ли в будущем терпимость жителей Уфы и Башкирии к собакам-поводырям? Как история с Минелбаевой может повлиять на развитие ситуации?