Дамское седло — конструкция, правильная посадка в дамском седле
ПРИЕМЫ ПОСАДКИ В ДАМСКОЕ СЕДЛО
Садясь на лошадь в дамское седло и сходя с нее, амазонка встречает некоторые затруднения и требует посторонней помощи. Существует несколько приемов этой помощи. Опишем два.
Рис.44
1. Всадница подходит к лошади на уровне левого крыла седла лицом вперед, плечи перпендикулярны лошади. Взяв свободно поводья в правую руку, упирается ею в верхний рожок, ставит левую ногу на скрещенные ладони помощника, лежащие на его правом колене, а свою левую руку кладет на его плечо. Затем амазонка отталкивается от земли правой ногой, выпрямляет левую и поворачивается спиной к лошади, упираясь левой рукой в плечо помощника, который при этом выпрямляется и тем самым помогает всаднице подняться выше седла и сесть в него боком. Помощник подает ей стремя, хлыст и поправляет платье. Всадница поворачивается правым плечом назад, перекидывает правое колено через верхний рожок, берет стремя, разбирает поводья, берет их в левую руку, а в правую берет хлыст. Чтобы действия амазонки и помощника совпадали, он считает и по счету «три» сажает амазонку в седло (рис. 44).
2. Посадка всадницы в седло с подставки осуществляется следующим образом.
Рис.45
Стоя на подставке, она вставляет левую ногу в стремя и, взяв в левую руку поводья, упирается ею в переднюю луку, а правой — в сиденье седла. Затем, отталкиваясь правой ногой, выпрямляет левую, поворачивается спиной к лошади, садится в седло боком и вынимает ногу из стремени. В дальнейшем поступает, как и при посадке с помощником (рис.45).
ТАНДЕМ
Рис.46
Тандем (школьный тандем) — номер высшей школы верховой езды, введенный в цирковой репертуар Парижским Олимпийским театром-цирком Лоренцо Франкони в конце 20-х годов XIX века. Демонстрируя тандем, артист руководит при помощи длинных лонж (вожжей) и фарпайча одной или двумя лошадьми, запряженными цугом, то есть одна за другой, сидя верхом на задней лошади. Подседельной лошадью управляют как обычной верховой (рис.46).
Тандем может быть двойным или тройным. Лошадей дрессируют как обычно для высшей школы верховой езды, но в дальнейшем из средств управления передними лошадьми исключается шенкель и уклоны корпуса. Для достижения этой цели дрессировщик в процессе обучения лошадей элементам высшей школы постепенно ослабляет давление шенкелей и уклонов корпуса и, доведя их до полной пассивности, действует только поводьями.
Можно передних лошадей с самого начала обучать «в руках», не садясь на них верхом. Для этого отрабатывают испанский шаг — сначала одной передней ногой, а затем другой — тушированием с одновременным нерезким натягиванием соответствующего повода (короткой лонжи), требуя при этом от лошади постоянного упора на повод. В этом случае очень полезен легкий посыл, производимый идущим сзади помощником. После того как лошадь начнет уверенно высоко и свободно двигаться испанским шагом (маршировать) «в руках», дрессировщик переходит на управление длинными лонжами, заставляя ее выше поднимать ноги, по необходимости усиливает действие поводьев тушированием и подкармливает за хорошую работу. Заставлять лошадь идти правильным пассажем на длинных поводьях трудней (в большинстве случаев), чем обучить испанскому шагу (хотя встречаются лошади, которые прекрасно «пассажируют» «в руках», поэтому обучение идет под верхом, с постепенным переходом на управление только поводьями. Добившись от лошади спокойного пассажа под воздействием только поводьев, переходят на управление с земли (на длинных поводьях).
Последующим этапом будет репетиция с двумя лошадьми, управляемыми с земли. Дрессировщик при этом держит в каждой руке по два повода. Как и в предыдущем случае, дрессировщику помогают помощники (берейторы). Основная задача дрессировщика при этом кроме поддержания четких, высоких движений испанского шага и пассажа добиться синхронности выноса ног обеими лошадьми, идущими испанским шагом. Синхронность при пассаже требует огромного труда и очень одаренных лошадей с одинаковым характером аллюра. Перемене ног на галопе всех лошадей тандема следует обучать под седлом. Наконец, работа по созданию школьного тандема заканчивается отработкой маневренных движений всех трех лошадей, управляемых дрессировщиком с седла своей лошади; это достигается в несколько этапов — репетируют последовательно со средней лошадью и головной рездельно, а затем объединяют всех трех вместе. Демонстрируя тандем, дрессировщик не имеет возможности применять при управлении передними лошадьми такие мощные условные раздражители, как шенкеля, шпоры и уклоны корпуса. В связи с этим особое значение имеет выработка стойких двигательных навыков, вызываемых поводьями. В связи с этим необходимо указать, что отличные результаты дает при обучении лошади испанскому шагу в руках (для тандема) применение стула с наклонным сиденьем, обитым войлоком. После того как лошадь при тушировании подняла переднюю ногу, помощник, идущий впереди, подхватывает находящуюся в воздухе ногу, ставит ее на стул и немедленно подкармливает лошадь. После того как лошадь спокойно (по требованию дрессировщика) ставит ногу на сиденье стула, помощник в момент подъема лошадью ноги относит его, добиваясь от лошади шага, чтобы достать стул поднятой ногой и выработать у нее условный рефлекс «погоню за стулом». В дальнейшем стул заменяют деревянной пластиной, шириной 20—25 см и длиной 70—80 см из толстой фанеры на древке. Пластину эту держит перед лошадью идущий сбоку помощник. Стараясь достать эту пластину, лошадь приучается двигаться, вперед испанским шагом, вынося ногу вверх и вперед.
Высота подъема передних ног лошадей при испанском шаге и рыси должна доходить до уровня ее плечевого сустава и выше. Описанные выше стул и пластину с успехом можно использовать, обучая лошадь испанской рыси.
Композиция движений лошадей (маневрирование) в тандеме, выбор школьных аллюров и их чередование (последовательность) всецело зависят от режиссерской изобретательности дрессировщика, его художественного вкуса, опыта и подготовленности лошадей. Примерная схема выступления хорошо отрепетированного тандема может быть следующая:
Выезд испанской рысью на середину манежа, остановка и салют, переход в рысь или пассаж, вольты и заезды в обе стороны. Шаг — первая лошадь по барьеру передними ногами, вторая лошадь — задними, или наоборот. Дрессировщик по первой или второй писте, галоп — перемена направления, заезды — переход в шаг, головная лошадь — переднее балансе, средняя и подседельная — заднее балансе. Уход с манежа — первая и вторая лошадь на «гох», подседельная — после пассажа. Конец каждой репризы можно отмечать салютом на середине манежа.
Очень зрительно выигрывает так называемый школьный парный тандем, исполняемый синхронно кавалером и амазонкой. Особое значение имеет в тандеме однотипность внешних форм лошадей, положение их голов. Масти лошадей могут быть контрастными: например, первая лошадь вороная, остальные серые или, наоборот, первая серая, остальные вороные; первая и подседельная серые, средняя вороная. Все лошади гнедые, серые или вороные. Следует избегать брать в тандем лошадей блеклых мастей: чалых, бурых, темно-рыжих. При парном тандеме желательно, чтобы у партнеров были лошади разных мастей. Например, у кавалера — вороные, у амазонки — серые, буланые и соловые, чубарые и пегие. Подседельная лошадь никоим образом не должна быть выше ростом остальных. Большое значение при демонстрации имеют костюмы артистов, сбруя и убранство лошади. Учитывая, что цирковая работа тандем восходит к старым временам, не следует лишать ее пышности и помпезности.
Догкарт (легкий двухколесный одноконный экипаж). Здесь цирковой номер высшей школы верховой езды, в котором артист (в большинстве случаев артистка), сидя в экипаже, управляет лошадью лонжами (вожжами) и бичом (фарпайчем). Школьную лошадь запрягают в догкарт при помощи изогнутого дышла, укрепленного шарниром к седелке (рис. 47). Такое крепление дает лошади свободу движения, не мешает производить повороты и боковые движения. Дрессировка лошадей для догкарта и техника управления ими не отличается от подготовки и управления лошадьми в тандеме. Запряженная в догкарт лошадь идет испанским шагом, испанской рысью, пассажем, двигается в два следа (боковые движения), исполняет салют, балансе и поклоны.
Значительные колебания тела галопирующей лошади передаются на экипаж, поэтому галоп в догкарте неприемлем. Эффектность догкарта на манеже во многом зависит от внешней декоративности и режиссерского решения. Как свидетельствует Е. М. Кузнецов, во времена увлечения этим номером «вожжи, сиденье и колеса догкарта разукрашивались цветочными гирляндами, костюм наездницы делался в тон и в стиль упряжки или, вернее, упряжь лакировалась и отделывалась «под костюм»; наконец, в номер вводились дрессированные собаки, которые шли между колес или на ходу лошади юлили у нее между копытами». Подготовка двойного догкарта (с двумя запряженными цугом лошадьми) требует от дрессировщика большого искусства, опыта и времени, что вполне оправдывается эффектностью этого номера.
Как сидеть в седле?
Выработанная посадка – главная составляющая в искусстве верховой езды. Наездник, который правильно сидит в седле, ощущает себя единым целым с лошадью. Задавая аллюр, он не задумывается о сохранении баланса, все действия автоматизированы на уровне подсознания.
Какое положение в седле считается правильным?
Зачастую новички копируют классическую позицию в седле и неизбежно совершают ошибку. Их движения становятся напряженными и скованными. Эталона посадки в верховой езде как такового не существует, поскольку люди различаются телосложением. Сутуловатый не сможет полностью выпрямить спину, а низкорослый будет смотреться в седле иначе, чем длинноногий. Но при любой фигуре и конституции всадника, главное, чтобы положение не утомляло его, а способствовало удобному управлению лошадью. Всадник сидит естественно и красиво, если следует трем ключевым правилам:
Как научиться балансировать?
Всадник воздействует на лошадь не только поводьями и ногами, но и корпусом. Поэтому важно, чтобы посадка была прочной, гибкой и непринужденной. Для достижения естественной позы новички изначально учатся балансировать на лошади, управляя своим корпусом и мускулатурой поясницы. Что касается рук и ног, то при сохранении баланса конечности роли не играют. Это только при угрозе падения на землю всадник чем может хватается за лошадь. Более важно расположение корпуса в седле, когда центр тяжести приходится на самую глубокую точку посередине седла. У бракованного снаряжения эта точка чаще сдвинута либо вперед, либо назад.
Учиться балансировать лучше при езде шагом, после которого можно переходить на спокойную рысь. Умение вырабатывается быстро на спокойной объезженной лошади. Для большей уверенности и безопасности лучше использовать стремена. Через несколько занятий можно постепенно переходить на езду без поддержки стоп.
Со временем всаднику не страшно будет поворачиваться в седле и даже выполнять несложный комплекс упражнений – поднять вверх руки, потянуться за ними и направить взгляд вверх, затем опустить резко руки и посмотреть вниз. Гимнастику для выработки навыка балансировать в седле выполняют с брошенными стременами, очень плавно и с максимальной амплитудой. В комплекс упражнений входят:
Основы правильной посадки
Положение всадника на лошади зависит от заданного им аллюра. Тем не менее, существуют принципы, которым подчиняется общая посадка. Для сохранения естественной позы в седле необходимо:
Посадка считается неправильной:
О дамской верховой езде
Давайте немного поговорим о дамской верховой езде. Имеется ввиду езда на специальном дамском седле, когда обе ноги наездницы расположены с левой стороны лошади.
Конечно, сейчас такую манеру езды можно увидеть не часто. Разве что в цирке, кино, да на костюмированных конных представлениях. Хотя есть еще энтузиастки дамского седла, есть… Но их мало. Скорее всего, потому, что мало кто может себе это позволить. В конноспортивных секциях и частных клубах обучают езде в обычных седлах. Если и есть специальные клубы, то я о них не слышала. Вот и выходит, что такую «роскошь» может позволить себе только женщина, имеющая собственную лошадь, на которой можно ездить на чем и как заблагорассудится. А это удовольствие не из дешевых.
Справедливости ради, должна заметить, что в обычном седле, когда ноги расположены по обе стороны лошади, ездить действительно удобнее. Но ведь как красиво смотрится амазонка в длинной юбке в дамском седле!
Как же можно удержаться на лошади в таком положении и не упасть? Очень просто. Не знаю, как было несколько веков назад, но современные седла приспособлены для того, чтобы всадница чувствовала себя в нем вполне уверенно.
Как видите, оно снабжено двумя специальными «крючками». Правая нога располагается на верхнем, который не дает соскользнуть женщине влево. В этом ему помогает вставленная в стремя левая нога. Она же опирается бедром в нижний «крючок», который не дает опрокинуться на правую сторону. А хлыст в правой руке амазонки заменяет правый шенкель (часть ноги от колена до пятки, с помощью шенкелей осуществляется управление лошадью).
То ли нравы стали не такими строгими, то ли феминизм уже тогда начал робко поднимать голову, но уже в самом конце позапрошлого – начале прошлого веков женщины сообразили, что ездить верхом в мужском седле гораздо удобнее.
Вот что писал о дамской верховой езде основатель собственной школы выездки, старший учитель верховой езды в Офицерской Кавалерийской Школе Джеймс Филлис (род. 27 декабря 1834г в Лондоне):
С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски. Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще.
Не угадал. Хотя писал то, во что искренне верил. В те времена мужчины еще считали женщин существами крайне слабыми, в чем последние их охотно поддерживали. Но, как видите, уже тогда началось…
Сейчас любая наездница вам скажет, что управлять лошадью двумя шенкелями гораздо удобнее, чем одним, и при «мужской» посадке лучше чувствуешь лошадь, а она – тебя. А контакт – вещь немаловажная, особенно в выездке.
Но насчет одного Филлис был прав. Вспомните Брюлловскую «Всадницу», посмотрите на фото в этой статье. Сколько грации в посадке женщины, скачущей в дамском седле!
В некоторой степени этот эффект достигается благодаря роскошным одеждам. Но я видела женщин в таких одеждах, сидящих по-мужски. Все равно не то.
А мы сейчас можем любоваться этой грацией и красотой в основном только в исторических фильмах. Жаль, но что поделаешь? Времена амазонок прошли.
Дамское седло
Дамское седло — часть экипировки снаряжения для верховой езды. Главное отличие дамского седла от обыкновенного это наличие двух передних лук с левой стороны. Левая верхняя лука — для обхвата правой ногой, нижняя — для упора левой в случаях необходимости.
Содержание
Конструкция и характеристики
Средний вес моделей старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) составлял около 9-13 кг. Современные же мастера-шорники в своей работе применяют более легкие материалы — твердую пластмассу для изготовления ленчика и синтетический наполнитель. Вес такого седла около 5-6 кг. Поверхность сиденья дамского седла прямая широкая. Длина соответствует длине бедра всадника. Ширина седла подбирается таким образом, чтобы всадница не свешивалась ни на одну из сторон. Седельная подушка приподнимает дамское седло на 8-13 см над спиной лошади. Всадница сидит дальше от центра тяжести лошади, по сравнению с обычным всадником, что делает такую посадку более безопасной в экстренных случаях. Стремя у дамского седла короткое. Если у седла нет механизма быстрого высвобождения путлища из замка, то используется «безопасное» стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, балансировочная, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.
Посадка всадника
«10 золотых правил» посадки в дамском седле
- Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.
- Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.
- Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.
- Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.
- Спину держать прямо, затылок стремится вверх.
- Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.
- Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.
- Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.
- Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.
- Кисти рук держать свободно, а локти прижать к талии.
Экипировка
Основные составляющие костюма: жилетка, галстук, рубашка, пиджак с фалдами, передник, бриджи и сапоги. Головные уборы: шляпа — котелок для охоты, каска для конкура и для детей, цилиндр для выездки. Цилиндр обязательно с вуалью и шиньон для обладательниц длинных волос. По классификации British Side-Saddle Association существует пять видов костюмов для дамской верховой езды: для выступлений по выездке, для выступлений по конкуру, для охоты, для взрослых и для подростков.
История
Первые дамские седла сильно отличались от современных образцов. К сиденью-подушке крепился приступок, на которую всадница могла поставить ноги. Активная езда в таком седле была опасна и всадницу сопровождал мужчина, ведущий лошадь под уздцы. В 1382 году Анна Богемская, жена Ричарда II привносит изменения в посадке. Корпус дамы разворачивается параллельно плечам лошади, что обеспечивает большую безопасность и больший контроль над лошадью. После изменения посадки вносятся изменения и в конструкцию седла — это первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Вторая же верхняя лука была разработана во Франции в 1580-х годах, во времена Екатерины Медичи, страстной поклонницы охоты и верховой езды. В таком седле всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде. В 1830 году француз Шарль Пелье дорабатывает нижнюю луку сделав её подвижной, повторяющей изгиб левой ноги всадницы. Этот механизм позволил легче преодолевать препятствия в дамском седле. Усовершенствование придало дамскому седлу его сегодняшний вид и высокую степень безопасности. В 1870 году появилась балансировочная подпруга обеспечивающая большую устойчивость седла, безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. К середине XIX века с появлением среднего класса верховая езда становится популярным увлечением. В это же время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел. После Второй мировой войны женское движение за равноправие привело к тому, что дамы, желавшие отличаться от мужчин и в верховой езде, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Сегодня дамская верховая езда переживает своё второе рождение, а в Великобритании находится на подъёме. Английская королева Елизавета II до недавних пор принимала все официальные конные парады в дамском седле.