Zorkamilk.ru

Домашние наши друзья
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дамское седло — конструкция, правильная посадка в дамском седле

ПРИЕМЫ ПОСАДКИ В ДАМСКОЕ СЕДЛО

Садясь на лошадь в дамское седло и сходя с нее, ама­зонка встречает некоторые затруднения и требует посторонней по­мощи. Существует несколько приемов этой помощи. Опишем два.

Рис.44

1. Всадница подходит к лошади на уровне левого крыла седла лицом вперед, плечи перпендикулярны лошади. Взяв свободно поводья в правую руку, упирается ею в верхний рожок, ставит левую ногу на скрещенные ладони помощника, лежащие на его правом колене, а свою левую руку кладет на его плечо. Затем амазонка отталкивается от земли правой ногой, выпрямляет левую и поворачивается спиной к лошади, упираясь левой рукой в плечо помощника, который при этом выпрямляется и тем самым помогает всаднице подняться выше седла и сесть в него боком. Помощник подает ей стремя, хлыст и поправляет платье. Всадница поворачивается правым плечом назад, перекидывает правое колено через верхний рожок, берет стремя, разбирает поводья, берет их в левую руку, а в правую берет хлыст. Чтобы действия амазонки и помощника совпадали, он считает и по счету «три» сажает амазонку в седло (рис. 44).

2. Посадка всадницы в седло с подставки осуществляется следую­щим образом.

Рис.45

Стоя на подставке, она вставляет левую ногу в стремя и, взяв в ле­вую руку поводья, упирается ею в переднюю луку, а правой — в си­денье седла. Затем, отталкиваясь правой ногой, выпрямляет левую, поворачивается спиной к лошади, садится в седло боком и вынимает ногу из стремени. В дальнейшем поступает, как и при посадке с помощником (рис.45).

ТАНДЕМ

Рис.46

Тандем (школьный тандем) — номер высшей школы верховой езды, введенный в цирковой репертуар Парижским Олим­пийским театром-цирком Лоренцо Франкони в конце 20-х годов XIX века. Демонстрируя тандем, артист руководит при помощи длинных лонж (вожжей) и фарпайча одной или двумя лошадьми, запряженными цугом, то есть одна за другой, сидя верхом на задней лошади. Подседельной лошадью управляют как обычной верховой (рис.46).

Тандем может быть двойным или тройным. Лошадей дрессируют как обычно для высшей школы верховой езды, но в дальнейшем из средств управления передними лошадьми исключается шенкель и уклоны корпуса. Для достижения этой цели дрессировщик в процессе обучения лошадей элементам высшей школы постепенно ослабляет давление шенкелей и уклонов корпуса и, доведя их до полной пас­сивности, действует только поводьями.

Можно передних лошадей с самого начала обучать «в руках», не садясь на них верхом. Для этого отрабатывают испанский шаг — сначала одной передней ногой, а затем другой — тушированием с одновременным нерезким натягиванием соответствующего повода (ко­роткой лонжи), требуя при этом от лошади постоянного упора на повод. В этом случае очень полезен легкий посыл, производимый иду­щим сзади помощником. После того как лошадь начнет уверенно вы­соко и свободно двигаться испанским шагом (маршировать) «в ру­ках», дрессировщик переходит на управление длинными лонжами, заставляя ее выше поднимать ноги, по необходимости усиливает дей­ствие поводьев тушированием и подкармливает за хорошую работу. Заставлять лошадь идти правильным пассажем на длинных поводьях трудней (в большинстве случаев), чем обучить испанскому шагу (хотя встречаются лошади, которые прекрасно «пассажируют» «в ру­ках», поэтому обучение идет под верхом, с постепенным переходом на управление только поводьями. Добившись от лошади спокойного пассажа под воздействием только поводьев, переходят на управление с земли (на длинных поводьях).

Последующим этапом будет репетиция с двумя лошадьми, управляе­мыми с земли. Дрессировщик при этом держит в каждой руке по два повода. Как и в предыдущем случае, дрессировщику помогают помощники (берейторы). Основная задача дрессировщика при этом кроме поддержания четких, высоких движений испанского шага и пассажа добиться синхронности выноса ног обеими лошадьми, иду­щими испанским шагом. Синхронность при пассаже требует огром­ного труда и очень одаренных лошадей с одинаковым характером аллюра. Перемене ног на галопе всех лошадей тандема следует обу­чать под седлом. Наконец, работа по созданию школьного тандема заканчивается отработкой маневренных движений всех трех лошадей, управляемых дрессировщиком с седла своей лошади; это достигается в несколько этапов — репетируют последовательно со средней лоша­дью и головной рездельно, а затем объединяют всех трех вместе. Демонстрируя тандем, дрессировщик не имеет возможности приме­нять при управлении передними лошадьми такие мощные условные раздражители, как шенкеля, шпоры и уклоны корпуса. В связи с этим особое значение имеет выработка стойких двигательных навы­ков, вызываемых поводьями. В связи с этим необходимо указать, что отличные результаты дает при обучении лошади испанскому шагу в руках (для тандема) применение стула с наклонным сиденьем, оби­тым войлоком. После того как лошадь при тушировании подняла пе­реднюю ногу, помощник, идущий впереди, подхватывает находящую­ся в воздухе ногу, ставит ее на стул и немедленно подкармливает лошадь. После того как лошадь спокойно (по требованию дрессиров­щика) ставит ногу на сиденье стула, помощник в момент подъема лошадью ноги относит его, добиваясь от лошади шага, чтобы до­стать стул поднятой ногой и выработать у нее условный рефлекс «погоню за стулом». В дальнейшем стул заменяют деревянной плас­тиной, шириной 20—25 см и длиной 70—80 см из толстой фанеры на древке. Пластину эту держит перед лошадью идущий сбоку помощ­ник. Стараясь достать эту пластину, лошадь приучается двигаться, вперед испанским шагом, вынося ногу вверх и вперед.

Высота подъема передних ног лошадей при испанском шаге и рыси должна доходить до уровня ее плечевого сустава и выше. Описанные выше стул и пластину с успехом можно использовать, обучая ло­шадь испанской рыси.

Композиция движений лошадей (маневрирование) в тандеме, выбор школьных аллюров и их чередование (последовательность) всецело зависят от режиссерской изобретательности дрессировщика, его худо­жественного вкуса, опыта и подготовленности лошадей. Примерная схема выступления хорошо отрепетированного тандема может быть следующая:

Читать еще:  Кабардинская порода лошадей: описание породы, уход и содержание

Выезд испанской рысью на середину манежа, остановка и салют, переход в рысь или пассаж, вольты и заезды в обе стороны. Шаг — первая лошадь по барьеру передними ногами, вторая лошадь — зад­ними, или наоборот. Дрессировщик по первой или второй писте, галоп — перемена направления, заезды — переход в шаг, головная лошадь — переднее балансе, средняя и подседельная — заднее балан­се. Уход с манежа — первая и вторая лошадь на «гох», подседель­ная — после пассажа. Конец каждой репризы можно отмечать салю­том на середине манежа.

Очень зрительно выигрывает так называемый школьный парный тан­дем, исполняемый синхронно кавалером и амазонкой. Особое значение имеет в тандеме однотипность внешних форм лошадей, положение их голов. Масти лошадей могут быть контрастными: например, первая лошадь вороная, остальные серые или, наоборот, первая серая, осталь­ные вороные; первая и подседельная серые, средняя вороная. Все лошади гнедые, серые или вороные. Следует избегать брать в тандем лошадей блеклых мастей: чалых, бурых, темно-рыжих. При парном тандеме желательно, чтобы у партнеров были лошади разных мастей. Например, у кавалера — вороные, у амазонки — серые, буланые и соловые, чубарые и пегие. Подседельная лошадь никоим образом не должна быть выше ростом остальных. Большое значение при демонстрации имеют костюмы артистов, сбруя и убранство лошади. Учитывая, что цирковая работа тандем восходит к старым временам, не следует лишать ее пышности и помпезности.

Догкарт (легкий двухколесный одноконный экипаж). Здесь цирко­вой номер высшей школы верховой езды, в котором артист (в боль­шинстве случаев артистка), сидя в экипаже, управляет лошадью лонжами (вожжами) и бичом (фарпайчем). Школьную лошадь за­прягают в догкарт при помощи изогнутого дышла, укрепленного шар­ниром к седелке (рис. 47). Такое крепление дает лошади свободу движения, не мешает производить повороты и боковые движения. Дрессировка лошадей для догкарта и техника управления ими не от­личается от подготовки и управления лошадьми в тандеме. Запря­женная в догкарт лошадь идет испанским шагом, испанской рысью, пассажем, двигается в два следа (боковые движения), исполняет салют, балансе и поклоны.

Значительные колебания тела галопирующей лошади передаются на экипаж, поэтому галоп в догкарте неприемлем. Эффектность догкарта на манеже во многом зависит от внешней де­коративности и режиссерского решения. Как свидетельствует Е. М. Кузнецов, во времена увлечения этим номером «вожжи, сиденье и колеса догкарта разукрашивались цветочными гирляндами, кос­тюм наездницы делался в тон и в стиль упряжки или, вернее, уп­ряжь лакировалась и отделывалась «под костюм»; наконец, в номер вводились дрессированные собаки, которые шли между колес или на ходу лошади юлили у нее между копытами». Подготовка двойного догкарта (с двумя запряженными цугом ло­шадьми) требует от дрессировщика большого искусства, опыта и вре­мени, что вполне оправдывается эффектностью этого номера.

Как сидеть в седле?

Выработанная посадка – главная составляющая в искусстве верховой езды. Наездник, который правильно сидит в седле, ощущает себя единым целым с лошадью. Задавая аллюр, он не задумывается о сохранении баланса, все действия автоматизированы на уровне подсознания.

Какое положение в седле считается правильным?

Зачастую новички копируют классическую позицию в седле и неизбежно совершают ошибку. Их движения становятся напряженными и скованными. Эталона посадки в верховой езде как такового не существует, поскольку люди различаются телосложением. Сутуловатый не сможет полностью выпрямить спину, а низкорослый будет смотреться в седле иначе, чем длинноногий. Но при любой фигуре и конституции всадника, главное, чтобы положение не утомляло его, а способствовало удобному управлению лошадью. Всадник сидит естественно и красиво, если следует трем ключевым правилам:

  • прочно удерживает равновесие и при смене хода свободно меняет позы;
  • его мускулатура расслаблена;
  • при езде движется в такт с лошадью.

    Как научиться балансировать?

    Всадник воздействует на лошадь не только поводьями и ногами, но и корпусом. Поэтому важно, чтобы посадка была прочной, гибкой и непринужденной. Для достижения естественной позы новички изначально учатся балансировать на лошади, управляя своим корпусом и мускулатурой поясницы. Что касается рук и ног, то при сохранении баланса конечности роли не играют. Это только при угрозе падения на землю всадник чем может хватается за лошадь. Более важно расположение корпуса в седле, когда центр тяжести приходится на самую глубокую точку посередине седла. У бракованного снаряжения эта точка чаще сдвинута либо вперед, либо назад.

    Учиться балансировать лучше при езде шагом, после которого можно переходить на спокойную рысь. Умение вырабатывается быстро на спокойной объезженной лошади. Для большей уверенности и безопасности лучше использовать стремена. Через несколько занятий можно постепенно переходить на езду без поддержки стоп.

    Со временем всаднику не страшно будет поворачиваться в седле и даже выполнять несложный комплекс упражнений – поднять вверх руки, потянуться за ними и направить взгляд вверх, затем опустить резко руки и посмотреть вниз. Гимнастику для выработки навыка балансировать в седле выполняют с брошенными стременами, очень плавно и с максимальной амплитудой. В комплекс упражнений входят:

  • повороты туловища вправо-влево с расставленными руками;
  • наклоны вперед-назад с удерживанием рук на пояснице;
  • наклоны к ногам по диагонали: к носку левой ноги дотянуться правой рукой, тогда, как левая в это время заложена за спину. Затем левой рукой аналогично дотягиваются до правой ноги; вращение голеностопом.

    Основы правильной посадки

    Положение всадника на лошади зависит от заданного им аллюра. Тем не менее, существуют принципы, которым подчиняется общая посадка. Для сохранения естественной позы в седле необходимо:

  • Сесть как можно глубже. Чтобы «врасти» в седло следует поочередно отвести в сторону ноги, опуская при этом как можно ниже каждое бедро. Тело получит одинаковую опору за счет плотного примыкания тазовых костей к седлу, а копчик не будет касаться его, оставаясь при этом на средней линии.
  • Слегка прогнуть поясницу вперед. Поясница – ключевой шарнир в условной системе ездока, состоящей из корпуса, шлюсса (внутренней части бедер), а так же шенкеля (внутренней части ноги от коленного сустава до щиколотки). Ее работа позволяет ездоку балансировать и двигаться в унисон с лошадью. При кособокой посадке, когда таз смещен от середины седла, трудности испытывает как наездник, так и сама лошадь. Из-за нарушения равновесия в седле тяжесть на животное распределяется неравномерно и это мешает ему правильно двигаться. Более того, травмируется спина лошади.
  • Жестко охватить коленками седло. Не допускается расставлять колени в стороны. В посадке важную роль играет шлюсс, который по своему действию напоминает клещи. Ездок, крепко обхватывающий и сжимающий лошадь шлюссом, уверенно сидит в седле.
  • Посылающие шенкеля уложить на подпругу или слегка отодвинуть назад. С помощью внутренней части голени между коленом и пяткой (т.е. шенкеля) всадник управляет лошадью. Шенкеля не скованы в движении и относительно точки опоры в виде колена свободно двигаются вперед-назад.
  • Ступни ног вдвинуть в стремя на 1/3 так, чтобы ощущалось легкое надавливание на опору.
  • Носки направить параллельно бокам лошади, подняв немного их вверх и слегка вывернув внутрь. Пятки устремить вниз.
  • При езде шагом выпрямить корпус перпендикулярно земле, но без натяжения. Не стоит выдвигать вперед грудь и задирать подбородок, как это делается в солдатском строю. Благодаря свободному раскрепощенному корпусу, ездок легче удерживает равновесие и управляет лошадью.
  • В меру развернуть и слегка откинуть назад плечи, как во время свободной походки.
  • Устремить взгляд вперед, вдоль средней линии, что между ушами коня. Вспомните, как учились кататься на двухколесном велосипеде, когда для удержания равновесия требовалось смотреть не под колесо, а только вперед.
  • Прижать локти к корпусу и быть готовым выдвинуть их вперед в любую секунду. При удерживании повода в левой руке локти прижать к бокам во время стойки и при движении заданным аллюром. Предплечье немного согнуть, но кисть прижимать к грудной клетке не следует. Опущенная вниз правая рука не должна свободно болтаться при езде. В продолжительных походах при таком положении руки устают меньше и не затекают. Нельзя давать локтям свободу и при удерживании поводьев в двух руках. Размахивать руками во время скачек, словно ворона крыльями – признак некачественной подготовки ездока.
  • Удерживать поводья навесу за передней лукой (изгибом седла спереди).

    Читать еще:  Как ездить на лошади: правила и типичные ошибки

    Посадка считается неправильной:

  • Корпус с наклоном вперед, выпуклая спина, тазовые кости к седлу прилегает неплотно. Из-за перегруза передних ног лошади всадник рискует перевернуться через ее шею. Кроме того, есть риск испортить себе осанку.
  • Корпус с наклоном назад, вес тела перенесен на седалищные кости, нет достаточной опоры на промежность. В такой позиции ноги невольно устремляются вперед и поднимаются. Колени отходят от крыльев седла. Нарушается баланс. Всадника будет качать при движении, и стремена станут единственной для него, но далеко не надежной, опорой.
  • Всадник, который сохраняет баланс и не мешает движению лошади, вскоре придет к взаимопониманию с животным. Лошадь будет сама стараться сохранить равновесие с ездоком и тонко реагировать на каждую команду.

    О дамской верховой езде

    Давайте немного поговорим о дамской верховой езде. Имеется ввиду езда на специальном дамском седле, когда обе ноги наездницы расположены с левой стороны лошади.

    Конечно, сейчас такую манеру езды можно увидеть не часто. Разве что в цирке, кино, да на костюмированных конных представлениях. Хотя есть еще энтузиастки дамского седла, есть… Но их мало. Скорее всего, потому, что мало кто может себе это позволить. В конноспортивных секциях и частных клубах обучают езде в обычных седлах. Если и есть специальные клубы, то я о них не слышала. Вот и выходит, что такую «роскошь» может позволить себе только женщина, имеющая собственную лошадь, на которой можно ездить на чем и как заблагорассудится. А это удовольствие не из дешевых.

    Справедливости ради, должна заметить, что в обычном седле, когда ноги расположены по обе стороны лошади, ездить действительно удобнее. Но ведь как красиво смотрится амазонка в длинной юбке в дамском седле!

    Как же можно удержаться на лошади в таком положении и не упасть? Очень просто. Не знаю, как было несколько веков назад, но современные седла приспособлены для того, чтобы всадница чувствовала себя в нем вполне уверенно.

    Как видите, оно снабжено двумя специальными «крючками». Правая нога располагается на верхнем, который не дает соскользнуть женщине влево. В этом ему помогает вставленная в стремя левая нога. Она же опирается бедром в нижний «крючок», который не дает опрокинуться на правую сторону. А хлыст в правой руке амазонки заменяет правый шенкель (часть ноги от колена до пятки, с помощью шенкелей осуществляется управление лошадью).

    То ли нравы стали не такими строгими, то ли феминизм уже тогда начал робко поднимать голову, но уже в самом конце позапрошлого – начале прошлого веков женщины сообразили, что ездить верхом в мужском седле гораздо удобнее.

    Вот что писал о дамской верховой езде основатель собственной школы выездки, старший учитель верховой езды в Офицерской Кавалерийской Школе Джеймс Филлис (род. 27 декабря 1834г в Лондоне):

    С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски. Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще.

    Не угадал. Хотя писал то, во что искренне верил. В те времена мужчины еще считали женщин существами крайне слабыми, в чем последние их охотно поддерживали. Но, как видите, уже тогда началось…

    Читать еще:  Абазинская порода лошадей: славные кони Кавказа

    Сейчас любая наездница вам скажет, что управлять лошадью двумя шенкелями гораздо удобнее, чем одним, и при «мужской» посадке лучше чувствуешь лошадь, а она – тебя. А контакт – вещь немаловажная, особенно в выездке.

    Но насчет одного Филлис был прав. Вспомните Брюлловскую «Всадницу», посмотрите на фото в этой статье. Сколько грации в посадке женщины, скачущей в дамском седле!

    В некоторой степени этот эффект достигается благодаря роскошным одеждам. Но я видела женщин в таких одеждах, сидящих по-мужски. Все равно не то.

    А мы сейчас можем любоваться этой грацией и красотой в основном только в исторических фильмах. Жаль, но что поделаешь? Времена амазонок прошли.

    Дамское седло

    Дамское седло — часть экипировки снаряжения для верховой езды. Главное отличие дамского седла от обыкновенного это наличие двух передних лук с левой стороны. Левая верхняя лука — для обхвата правой ногой, нижняя — для упора левой в случаях необходимости.

    Содержание

    Конструкция и характеристики

    Средний вес моделей старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) составлял около 9-13 кг. Современные же мастера-шорники в своей работе применяют более легкие материалы — твердую пластмассу для изготовления ленчика и синтетический наполнитель. Вес такого седла около 5-6 кг. Поверхность сиденья дамского седла прямая широкая. Длина соответствует длине бедра всадника. Ширина седла подбирается таким образом, чтобы всадница не свешивалась ни на одну из сторон. Седельная подушка приподнимает дамское седло на 8-13 см над спиной лошади. Всадница сидит дальше от центра тяжести лошади, по сравнению с обычным всадником, что делает такую посадку более безопасной в экстренных случаях. Стремя у дамского седла короткое. Если у седла нет механизма быстрого высвобождения путлища из замка, то используется «безопасное» стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, балансировочная, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

    Посадка всадника

    «10 золотых правил» посадки в дамском седле

    1. Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.
    2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.
    3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.
    4. Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.
    5. Спину держать прямо, затылок стремится вверх.
    6. Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.
    7. Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.
    8. Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.
    9. Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.
    10. Кисти рук держать свободно, а локти прижать к талии.

    Экипировка

    Основные составляющие костюма: жилетка, галстук, рубашка, пиджак с фалдами, передник, бриджи и сапоги. Головные уборы: шляпа — котелок для охоты, каска для конкура и для детей, цилиндр для выездки. Цилиндр обязательно с вуалью и шиньон для обладательниц длинных волос. По классификации British Side-Saddle Association существует пять видов костюмов для дамской верховой езды: для выступлений по выездке, для выступлений по конкуру, для охоты, для взрослых и для подростков.

    История

    Первые дамские седла сильно отличались от современных образцов. К сиденью-подушке крепился приступок, на которую всадница могла поставить ноги. Активная езда в таком седле была опасна и всадницу сопровождал мужчина, ведущий лошадь под уздцы. В 1382 году Анна Богемская, жена Ричарда II привносит изменения в посадке. Корпус дамы разворачивается параллельно плечам лошади, что обеспечивает большую безопасность и больший контроль над лошадью. После изменения посадки вносятся изменения и в конструкцию седла — это первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Вторая же верхняя лука была разработана во Франции в 1580-х годах, во времена Екатерины Медичи, страстной поклонницы охоты и верховой езды. В таком седле всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде. В 1830 году француз Шарль Пелье дорабатывает нижнюю луку сделав её подвижной, повторяющей изгиб левой ноги всадницы. Этот механизм позволил легче преодолевать препятствия в дамском седле. Усовершенствование придало дамскому седлу его сегодняшний вид и высокую степень безопасности. В 1870 году появилась балансировочная подпруга обеспечивающая большую устойчивость седла, безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. К середине XIX века с появлением среднего класса верховая езда становится популярным увлечением. В это же время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел. После Второй мировой войны женское движение за равноправие привело к тому, что дамы, желавшие отличаться от мужчин и в верховой езде, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Сегодня дамская верховая езда переживает своё второе рождение, а в Великобритании находится на подъёме. Английская королева Елизавета II до недавних пор принимала все официальные конные парады в дамском седле.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector