Zorkamilk.ru

Домашние наши друзья
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Амуниция для лошадей — из чего состоит и какие функции выполняет

Амуниция для лошадей — из чего состоит и какие функции выполняет

Все снаряжение верховой лошади можно подразделить на три группы:

  • средства управления лошадью
  • средства предохранения лошади
  • средства, обеспечивающие наиболее удобное и правильное положение всадника на лошади

Трензельное оголовье (уздечка)

Для управления лошадью используются трензельные или мундштучные оголовья.

Трензельное оголовье состоит из системы ремней: двух нащечных (5), суголовного (затылочного) (1), налобного (2), подбородного (6), повода, капсуля (3) и трензеля (4). В различных конструкциях оголовьев те или иные ремни могут отсутствовать.

В область беззубого края челюсти вкладывают трензель (удила), состоящий из грызла и двух металлических колец. Воздействие грызла на язык, челюсть и губы лошади дает возможность управлять ее головой, шеей и плечами, замедлять и прекращать движение.
Есть разные конструкции удил, но грызло всегда состоит из двух или трех частей. Иначе лошадь может легко закусить удила — захватить их зубами, и тогда она перестанет повиноваться всаднику. Для передачи команд через удила всаднику служат поводья. Левый и правый повод крепятся к кольцам трензеля с помощью пряжек. Поводья изготавливают из кожи или тесьмы.

Спортивные седла

Они должны максимально облегчить передвижение лошади на всех аллюрах и при прыжках. Спортивные седла подразделяются на седла для конкура, троеборья, для высшей школы верховой езды (выездка), вольтижировки (на них выполняют специальные гимнастические упражнения) и для обучения верховой езде (учебные седла). Учебные седла более просты по своей конструкции и обычно изготавливаются из дешевых материалов.

Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, подпруги, четырех или шести приструг, двух и, двух стремян, двух шнеллеров и потника.
Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида седла.
Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. У седел для высшей школы верховой езды крылья опущены вертикально вниз.
Сиденье делают из кожи. Оно дает возможность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.
Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.
Потник делают из толстого войлока. Он смягчает давление седла и подушек на тело лошади, препятствует образованию потертостей, впитывает пот во время работы лошади. Под потник подкладывают вальтрап прямоугольный кусок белой полотняной ткани размером 70 х 80 см. Вальтрап предохраняет кожу лошади от загрязнившегося потника. Он не является частью седла.
Подпруги изготавливают из тесьмы или кожи. Современное спортивное седло чаще всего имеет одну подпругу, которая с помощью пряжек и приструг плотно охватывает снизу и с боков тело лошади, не давая седлу сползать вбок и перемещаться вдоль спины.
Стремяна изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер — специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.
Иногда к спортивным седлам ошибочно причисляют скаковые седла — максимально облегченные, предназначенные для скачек на ипподромах. Но ипподромные скачки не являются классическим видом конного спорта, и поэтому скаковые седла (рабочие и призовые) следует отнести к специальному типу.

Мартингал

К уздечке иногда пристегивают мартингал. Так называют приспособление, которое не дает лошадям, очень высоко задирающим голову, поднимать ее выше определенного уровня. Если лошадь задирает голову, ею трудно управлять, а откинув голову назад, она может ударить затылком всадника. Один конец мартингала крепится к подпруге седла; через кольца двух других свободно пропускаются поводья. При обучении верховой езде применяют вспомогательные средства управления лошадью: хлыст, шпоры, корда и бич.

Хлыст

Это достаточно гибкий прут длиной 50 — 70 см и толщиной 1 см. На конце хлыста для смягчения удара укреплена хлопушка. Сев на лошадь, хлыст держат в правой руке опущенным вниз. Мягким прикосновением хлыста к боку лошади всадник указывает ей, что она не выполнила его требование. Для многих лошадей вполне достаточно одного ощущения хлыста в руке всадника.

Корда

Во время приручения лошади, обучения ее прыжкам, приемам выездки, а также при ее разминке пользуются кордой — тесьмяной гладкой лентой длиной 10 — 15 м и шириной 4 см. На одном ее конце имеется ремень, застегивающийся на пряжку, а на другом — петля длиной около 20 см. Когда корда применяется при разминке лошади в манеже, спортсмен пристегивает корду к правому или левому кольцу трензеля и отходит от животного на несколько метров, распуская ленту корды. Затем он пропускает одну руку в петлю, а другой регулирует натяжение корды. Хорошо выезженные лошади двигаются по кругу на любом аллюре, подчиняясь командам спортсмена, громко и отчетливо произносимым вслух: «Шаг!», «Рысь!», «Галоп!». При движении лошади налево корду держат в левой руке, при движении направо — в правой.

Шамбарьер

Для регулирования движения на корде молодых, ленивых и непослушных животных, при обучении лошадей прыжкам через препятствия и основным элементам выездки применяют Шамбарьер.

Попона

Для предохранения лошади от переохлаждения применяют попону, а для предотвращения травм во время тренировок и соревнований — бинты, ногавки и резиновые кабуры.
Используется при перевозках лошадей, резком понижении температуры в конюшне, для защиты разгоряченной лошади и для согревания больной. Изготавливается она обычно из шерстяной ткани и с помощью застежек крепится на теле лошади.

Бинты

Специальные хлопчатобумажные бинты применяются для бинтования ног лошади. Они предохраняют сухожилия и связки от растяжений.

Ногавки

Чтобы избежать ушибов и других повреждений ног лошади, часто поверх бинтов накладывают на пясти кожаные ногавки. На ноге ногавка застегивается или зашнуровывается.

Резиновые кабуры

Для предохранения венчиков ног от зарубок (ссадины и раны при ударе копытом или подковкой одной ноги по венчику другой во время движения лошади) на копыта натягивают резиновые кабуры.

Снаряжение верховой лошади

Подготовка к путешествию начинается с изучения используемого в походе конского снаряжения. В него входит оголовье, седло, переметные сумы, два (передний и задний) вьюка и предметы ухода за лошадью.

Конское снаряжение обязательно должно быть закреплено за лошадьми. На оголовье и седло прикрепляются номер или кличка лошади.

Обезличка снаряжения — одна из причин травмирования лошадей. Получив снаряжение, прежде всего проверьте его комплектность и исправность. На снаряжении не должно быть никаких узлов. При обнаружении неисправности обратитесь к инструктору.

Оголовье (уздечка)


Рис.2. Оголовье:

1 — суголовный ремень; 2 — налобный ремень; 3 — щечный ремень; 4 — переносный ремень; 5 — подбородный ремень; 6 — соединительный ремень; 7 — чумбур; 8 — трензельное железо (удила); 9 — поводья

При подгонке оголовья на голову лошади должны соблюдаться следующие правила:

    суголовные ремни должны лежать на затылке лошади за ушами, не касаясь их, а щечные ремни — вдоль скул, идя прямо к углам рта

налобный ремень должен лежать на лбу под самыми ушами и под челкой

переносный ремень нужно застегивать настолько свободно, чтобы под ним проходили два пальца, положенных один на другой, это делается во избежание перераспределения действия удил с языка, губ и беззубого края челюсти на переносье, пряжка должна быть ближе к щечному ремню с левой стороны

подбородный ремень подгоняется так, чтобы под подбородком проходил кулак, такое положение не будет затруднять лошади дыхание в положении «сбора»

удила должны лежать во рту лошади на беззубом крае, касаясь углов рта и не образуя на них складок. Удила, пригнанные выше, будут давить на углы рта и касаться зубов лошади, отчего она может приобрести дурную привычку упираться в удила зубами — «закусывать удила» и выходить из подчинения всадника. Удила, пригнанные ниже, будут болтаться во рту лошади. Это также нежелательно, так как лошадь может перекидывать удила под язык, что непременно приводит к неуправляемости

чумбур пристегивается за соединительное кольцо переносного и подбородного ремней так, чтобы пряжка была с левой стороны

свободный конец его приторачивается на левой стороне седла за передний вьючный ремень

Седла

В настоящее время для конного туризма применяются в основном седла двух типов: седло верховое кавалерийского образца и седло верховое казачьего типа.


Рис.3. Седло кавалерийского образца:

1 — передняя и задняя луки; 2 — левая и правая полки; 3 — сиденье; 4 — крылья; 5 — подпруги; 6 — путлища со стременами; 7 — подперсье (нагрудник); 8 — потник с потниковой крышей; 9 — переметные сумы; 10 — вьючный ремень

Седло кавалерийского образца (рис.3) включает ленчик, имеющий переднюю и заднюю луки 1, левую и правую полки 2, живец и подушки, подкладки под полки ленчика, сиденье 3, крылья 4, подпруги 5, путлища со стременами 6, подперсье (нагрудник) 7, потник с потниковой крышей 8, переметные сумы 9, вьючные ремни 10.


Рис.4. Седло верховое казачьего типа:

1 — тебеньки (крылья); 2 — подушка; 3 — подперсье; 4 √ паквы (подхвостье); 5 — путлища со стременами; 6 — подпруги; 7 — трок седельный; 8 — потник

Седло верховое казачьего типа (рис. 4) включает твердое основание — арчак, тебеньки (крылья) 1, подушку 2, подперсье 3, паквы (подхвостье) 4, путлища со стременами 5, приструги, подпруги 6, трок седельный 7, подкладки подлавки полок, потник 8, подкидку, переметные сумы и вьючные ремни.

В седле казачьего типа проемы для путлищ несколько смещены назад, поэтому по способу посадки и езды на нем оно резко отличается от седла кавалерийского образца. Всадник во время езды рысью на седле кава лерийского образца гасит толчки своего тела — облегчается, опускаясь в седло и приподнимаясь на стременах в такт движения лошади через темп. При езде рысью в седле казачьего типа всадник стоит на стременах с поданным вперед корпусом, толчки его тела передаются на спину лошади в каждом из темпов движения. Седло казачьего типа имеет более короткие полки, а отсюда и меньшая площадь соприкосновения со спиной лошади и высокая степень ее травмирования, особенно при езде с тяжелыми переметными сумами.

В седле кавалерийского образца тяжесть всадника распределяется на спину лошади более равномерно и на большей площади. Оно к тому же имеет большее пространство между холкой и передней лукой, а поэтому исключает возможность травмирования высокой холки. Таким образом, седло кавалерийского образца более пригодно для конного туризма, оно меньше травмирует спину и холку лошади. Однако для всадника седло казачьего типа может быть более удобным (мягким) в эксплуатации.

На некоторых турбазах используются различные национальные седла. Они, как правило, очень удобны для всадника, но часто имеют тот же недостаток, что и седло казачьего образца, — травмируют лошадей.

При обучении верховой езде и в поездках на короткие расстояния можно использовать спортивные седла, очень легкие и удобные для всадника. Они оборудованы разъемным механизмом для отделения путлища со стременем в экстренных случаях. Для дальних поездок и, естественно, для многодневных походов эти седла совершенно непригодны, так как у них малая площадь соприкосновения со спиной лошади, небольшое пространство между холкой и седлом, нет приспособлений для фиксации переметных сум и вьюков.

Предметы ухода за лошадью

К ним относятся щетки, скребницы, копытные крючки, жгуты из соломы, су конки, ведра водопойные и для замывания копыт и торбы для концентрированных кормов, попоны с троками, недоуздки стоялые, набор инструментов для расчистки и подковывания копыт.

Правила пригонки седел

Как новые, так и старые седла пригоняют по лошади. Пригонка седла считается правильной, если полки седла с подкладками будут копировать рисунок спины лошади. С этой целью ленчик седла со снятыми подкладками под полки ленчика накладывают на спину лошади и опреде ляют характер прилегания. Места неполного прилегания заполняют дополнительным слоем войлока, спущенным острым ножом на нет в местах плотного прилегания. Ленчик с прокладкой вновь накладывают на спину лошади и проверяют равномерность прилегания. После достижения желаемого результата прокладку помеща ют между слоями войлока под полки ленчика. Убедившись в равномерности прилегания подкладок, отсутствии складок и неровностей, сострачивают слои войлока, включая прокладку, затем седло собирают полностью и производят пригонку подпруг, подперсья и подхвостья.

Подпруги должны иметь не менее трех запасных отверстий при оптимальном их натяжении на лошади. Степень оптимального натяжения их определяется так: два пальца руки должны без особого усилия помещаться между подпругой и телом лошади в области груди внизу. Запасные отверстия нужны во время езды. Дело в том, что подпруги во время езды всегда ослабляются, степень их натяжения следует время от времени проверять и при необходимости подтягивать подпруги.

Подперсье будет правильно пригнанным, если между ним и лошадью можно поместить ладонь ребром к лошади, а при правильно пригнанном подхвостье ладонь ребром должна проходить в области поясницы. Если подперсье и подхвостье подогнаны излишне свободно, то они не будут функционировать — удерживать седло от продольных смещений, подогнанные слишком туго, будут давить на тело лошади и травмировать его, ограничивая при этом свободу движений.

В необходимых случаях ремни укорачивают либо специальным трубчатым пробойником высекают дополнительные отверстия. Запрещается укорачивание ремней завязыванием узлов (это приводит к потертостям как у всадника, так и у лошади), делать отверстия ножом или шилом (в этих случаях кожа распускается и рвется в направлении натяжения).

При пригонке седла необходимо следить, чтобы между хребтом лошади и потником оставалось пространство, способствующее вентиляции. Оно создается фиксацией потника и потниковой крыши на луки седла.

При пригонке нового седла ленчик нужно тщательно осмотреть, проверить закругленность краев и ровность поверхности полок, а если необходимо, то рашпилем уда лить неровности (высокие заклепки и т. д.). Ленчик, подкладки под полки ленчика и потники проверяют, чтобы там не оказалось посторонних мелких предметов (металлической стружки, песка), не выступали шляпки от гвоздей и т. д.

Пригонка остальных элементов снаряжения верховой лошади не представляет затруднений.

Снаряжение верховой лошади

Подготовка к путешествию начинается с изучения используемого в походе конского снаряжения. В него входит оголовье, седло, переметные сумы, два (передний и задний) вьюка и предметы ухода за лошадью.

Конское снаряжение обязательно должно быть закреплено за лошадьми. На оголовье и седло прикрепляются номер или кличка лошади.

Обезличка снаряжения — одна из причин травмирования лошадей. Получив снаряжение, прежде всего проверьте его комплектность и исправность. На снаряжении не должно быть никаких узлов. При обнаружении неисправности обратитесь к инструктору.

Оголовье (уздечка)


Рис.2. Оголовье:

1 — суголовный ремень; 2 — налобный ремень; 3 — щечный ремень; 4 — переносный ремень; 5 — подбородный ремень; 6 — соединительный ремень; 7 — чумбур; 8 — трензельное железо (удила); 9 — поводья

При подгонке оголовья на голову лошади должны соблюдаться следующие правила:

    суголовные ремни должны лежать на затылке лошади за ушами, не касаясь их, а щечные ремни — вдоль скул, идя прямо к углам рта

налобный ремень должен лежать на лбу под самыми ушами и под челкой

переносный ремень нужно застегивать настолько свободно, чтобы под ним проходили два пальца, положенных один на другой, это делается во избежание перераспределения действия удил с языка, губ и беззубого края челюсти на переносье, пряжка должна быть ближе к щечному ремню с левой стороны

подбородный ремень подгоняется так, чтобы под подбородком проходил кулак, такое положение не будет затруднять лошади дыхание в положении «сбора»

удила должны лежать во рту лошади на беззубом крае, касаясь углов рта и не образуя на них складок. Удила, пригнанные выше, будут давить на углы рта и касаться зубов лошади, отчего она может приобрести дурную привычку упираться в удила зубами — «закусывать удила» и выходить из подчинения всадника. Удила, пригнанные ниже, будут болтаться во рту лошади. Это также нежелательно, так как лошадь может перекидывать удила под язык, что непременно приводит к неуправляемости

чумбур пристегивается за соединительное кольцо переносного и подбородного ремней так, чтобы пряжка была с левой стороны

свободный конец его приторачивается на левой стороне седла за передний вьючный ремень

Седла

В настоящее время для конного туризма применяются в основном седла двух типов: седло верховое кавалерийского образца и седло верховое казачьего типа.


Рис.3. Седло кавалерийского образца:

1 — передняя и задняя луки; 2 — левая и правая полки; 3 — сиденье; 4 — крылья; 5 — подпруги; 6 — путлища со стременами; 7 — подперсье (нагрудник); 8 — потник с потниковой крышей; 9 — переметные сумы; 10 — вьючный ремень

Седло кавалерийского образца (рис.3) включает ленчик, имеющий переднюю и заднюю луки 1, левую и правую полки 2, живец и подушки, подкладки под полки ленчика, сиденье 3, крылья 4, подпруги 5, путлища со стременами 6, подперсье (нагрудник) 7, потник с потниковой крышей 8, переметные сумы 9, вьючные ремни 10.


Рис.4. Седло верховое казачьего типа:

1 — тебеньки (крылья); 2 — подушка; 3 — подперсье; 4 √ паквы (подхвостье); 5 — путлища со стременами; 6 — подпруги; 7 — трок седельный; 8 — потник

Седло верховое казачьего типа (рис. 4) включает твердое основание — арчак, тебеньки (крылья) 1, подушку 2, подперсье 3, паквы (подхвостье) 4, путлища со стременами 5, приструги, подпруги 6, трок седельный 7, подкладки подлавки полок, потник 8, подкидку, переметные сумы и вьючные ремни.

В седле казачьего типа проемы для путлищ несколько смещены назад, поэтому по способу посадки и езды на нем оно резко отличается от седла кавалерийского образца. Всадник во время езды рысью на седле кава лерийского образца гасит толчки своего тела — облегчается, опускаясь в седло и приподнимаясь на стременах в такт движения лошади через темп. При езде рысью в седле казачьего типа всадник стоит на стременах с поданным вперед корпусом, толчки его тела передаются на спину лошади в каждом из темпов движения. Седло казачьего типа имеет более короткие полки, а отсюда и меньшая площадь соприкосновения со спиной лошади и высокая степень ее травмирования, особенно при езде с тяжелыми переметными сумами.

В седле кавалерийского образца тяжесть всадника распределяется на спину лошади более равномерно и на большей площади. Оно к тому же имеет большее пространство между холкой и передней лукой, а поэтому исключает возможность травмирования высокой холки. Таким образом, седло кавалерийского образца более пригодно для конного туризма, оно меньше травмирует спину и холку лошади. Однако для всадника седло казачьего типа может быть более удобным (мягким) в эксплуатации.

На некоторых турбазах используются различные национальные седла. Они, как правило, очень удобны для всадника, но часто имеют тот же недостаток, что и седло казачьего образца, — травмируют лошадей.

При обучении верховой езде и в поездках на короткие расстояния можно использовать спортивные седла, очень легкие и удобные для всадника. Они оборудованы разъемным механизмом для отделения путлища со стременем в экстренных случаях. Для дальних поездок и, естественно, для многодневных походов эти седла совершенно непригодны, так как у них малая площадь соприкосновения со спиной лошади, небольшое пространство между холкой и седлом, нет приспособлений для фиксации переметных сум и вьюков.

Предметы ухода за лошадью

К ним относятся щетки, скребницы, копытные крючки, жгуты из соломы, су конки, ведра водопойные и для замывания копыт и торбы для концентрированных кормов, попоны с троками, недоуздки стоялые, набор инструментов для расчистки и подковывания копыт.

Правила пригонки седел

Как новые, так и старые седла пригоняют по лошади. Пригонка седла считается правильной, если полки седла с подкладками будут копировать рисунок спины лошади. С этой целью ленчик седла со снятыми подкладками под полки ленчика накладывают на спину лошади и опреде ляют характер прилегания. Места неполного прилегания заполняют дополнительным слоем войлока, спущенным острым ножом на нет в местах плотного прилегания. Ленчик с прокладкой вновь накладывают на спину лошади и проверяют равномерность прилегания. После достижения желаемого результата прокладку помеща ют между слоями войлока под полки ленчика. Убедившись в равномерности прилегания подкладок, отсутствии складок и неровностей, сострачивают слои войлока, включая прокладку, затем седло собирают полностью и производят пригонку подпруг, подперсья и подхвостья.

Подпруги должны иметь не менее трех запасных отверстий при оптимальном их натяжении на лошади. Степень оптимального натяжения их определяется так: два пальца руки должны без особого усилия помещаться между подпругой и телом лошади в области груди внизу. Запасные отверстия нужны во время езды. Дело в том, что подпруги во время езды всегда ослабляются, степень их натяжения следует время от времени проверять и при необходимости подтягивать подпруги.

Подперсье будет правильно пригнанным, если между ним и лошадью можно поместить ладонь ребром к лошади, а при правильно пригнанном подхвостье ладонь ребром должна проходить в области поясницы. Если подперсье и подхвостье подогнаны излишне свободно, то они не будут функционировать — удерживать седло от продольных смещений, подогнанные слишком туго, будут давить на тело лошади и травмировать его, ограничивая при этом свободу движений.

В необходимых случаях ремни укорачивают либо специальным трубчатым пробойником высекают дополнительные отверстия. Запрещается укорачивание ремней завязыванием узлов (это приводит к потертостям как у всадника, так и у лошади), делать отверстия ножом или шилом (в этих случаях кожа распускается и рвется в направлении натяжения).

При пригонке седла необходимо следить, чтобы между хребтом лошади и потником оставалось пространство, способствующее вентиляции. Оно создается фиксацией потника и потниковой крыши на луки седла.

При пригонке нового седла ленчик нужно тщательно осмотреть, проверить закругленность краев и ровность поверхности полок, а если необходимо, то рашпилем уда лить неровности (высокие заклепки и т. д.). Ленчик, подкладки под полки ленчика и потники проверяют, чтобы там не оказалось посторонних мелких предметов (металлической стружки, песка), не выступали шляпки от гвоздей и т. д.

Пригонка остальных элементов снаряжения верховой лошади не представляет затруднений.

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Из чего состоит сбруя

В зависимости от вида запряжки в состав конской сбруи входит разный набор предметов и украшений. Все части снаряжения должны быть качественными, надежными, удобными в использовании. Индивидуальный подбор амуниции обеспечит животному комфорт и безопасность.

Перечисленные детали позволят обеспечить контроль над животным во время езды. Хомут распределяет вес равномерно. Его размещают вдоль шеи коня, вокруг холки. Фиксируется шлеей, которая представляет собой специальные ремни, идущие вдоль тела коня.

Узда служит пристяжной частью управления. Надевается на голову лошади. От седелки отходит ремень, называемый подпругой. Предназначен для прочной фиксации седла.

Важной частью сбруи коня служит постромка. Применяется при дышловом варианте запряжки. Используется в виде дополнительного ремешка с целью фиксации упряжи. Вожжи служат ремнями, прикрепляются к удилам.

Защитная группа состоит из предметов, предохраняющих тело и ноги лошадей от травм, погодных катаклизмов.

Все принадлежности конной упряжи можно разделить на три группы: защитные, для управления и для безопасности всадника в седле.

Основные элементы

Основными элементами управления лошади являются удила и уздечка. Первые представляют собой металлический стержень, состоящий из двух подвижно соединённых частей, на концах которых расположены кольца для крепления уздечки. Удила нужны для воздействия на беззубый край рта животного для облегчения управления им. Уздечка, или узда поддерживает удила, а также «передаёт» сигнал, посылаемый всадником через поводья и требующий совершить определённое действие.

Знаете ли вы? Первое подобие седла использовали ассирийские кавалеристы в 700 годах до н. э.

  • недоуздок — та же уздечка, но без удил, что используется для содержания животного на привязи;
  • поводья — кожаный ремень, пристёгнутый к кольцам удил и являющийся главным приспособлением для управления лошадью наездником;
  • мартингал — короткий ремень, крепящийся между передними конечностями животного и соединяющий переднюю подпругу и повод в районе удил; помогает удержать голову животного в определённом положении;
  • шамбон — ремень, крепящийся к трензельной уздечке и проходящий вдоль щёчных ремней вниз между передними конечностями животного до ближайшей подпруги; позволяет контролировать наклон головы животного;
  • седло — его видов огромное количество, но все они предназначены для защиты спины животного, точнее, равномерного распределения нагрузки;
  • стремена — представляют собой металлическое кольцо и крепёжный ремень для фиксации на седле, помогают всаднику вскочить на коня и удержаться в седле;
  • хлыст — гибкий стержень с рукояткой, помогающий управлять конём во время дрессуры;
  • бич, или кнут — ударное приспособление, состоящее из длинной рукояти и плетёного ремня с узлом на конце, в длину может быть около 200 см, предназначен для дрессировки коня на манеже;
  • шпоры — металлическая дужка с колёсиком или репейником, крепящаяся на задник обуви для верховой езды и помогающая управлять лошадью.

Защитное снаряжение

Элементами защитного снаряжения являются:

  • попона — накидка, что прикрывает туловище коня, защищая его от непогоды и насекомых;
  • бинты — хлопчатобумажное изделие, предназначенное для защиты нижней части конечностей животного от травм во время учений или активной работы;
  • ногавки — кожаное приспособление для защиты пясти лошади от травмы, крепятся поверх бинтов;
  • резиновые кобуры — конусовидное приспособление, защищающее венчик копыт от трещин и ссадин во время скачек;
  • вальтрап, или потник — хлопковое, суконное, войлочное покрывало, подкладываемое под седло для защиты спины от натирания и для впитывания пота.

Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.

Конская амуниция включает такие приспособления:

  1. Узда. Состоит из нескольких элементов — ремней, как правило, кожаных. Один проходит ниже подбородка. Оголовье составляют затылочный ремень и проходящий перед ушами. В сбрую, как отдельный элемент или часть узды, входят удила. Это стержень (грызло) с кольцами по бокам. Его вставляют в края рта — туда, где нет зубов. Удила давят на язык, губы, челюсть и служат для управления. Трензель чаще делают из металлов.
  2. Хомут . Соединяет коня и телегу, передает силу и амортизирует. Состоит из двух соединенных сверху половинок — клещей, чаще деревянных. Низ завязывают супонью. Под хомутом есть особая подкладка. Весит все 6–9 кг.
  3. Шлея — комплект ремней, фиксирующий хомут при резких движениях, например, при остановке. Круговой ремень надевают на корпус лошади. Он соединен с клещами. Наспинный ремень крепят вдоль туловища, боковые — расположены в районе оглобель. Поперечные и откосные страхуют основные ремни корпуса.
  4. Оглобли. Это направляющие — две тонкие палки или трубки по бокам. Они соединяют повозку и хомут, передают силу. Одна оглобля называется дышлом, ее помещают между конями.
  5. Дуга . Соединяет оглобли и хомут. Смягчает езду, не дает клещам чересчур давить на шею животного.
  6. Гужи — ременные петли. Находятся около дуги и тоже объединяют оглобли и хомут.
  7. Седелка. Этот элемент конской упряжи фиксирует оглобли, дугу. Снимает часть нагрузки с шеи, передает на спину.
  8. Подпруга — кожаный или синтетический ремень с креплениями. Крепит седелку. Современные модели подходят под определенную лошадь, оснащаются подкладкой.
  9. Чересседельник , который тоже передает силу коня, разгружает шею и плечи. Фиксирует оглобли, хомут. После седелки соединяют концы с оглоблями.
  10. Подбрюшник — еще один ремень. Нужен для защиты от ударов хомутом, дугой. Находится на животе, немного ниже подпруги. Его соединяют с чересседельником с помощью кольца. Крепят на оглоблях.
  11. Нагрудник. Это альтернатива хомута. Ремень из двухслойной кожи с кольцами. По обе стороны находятся постромки. Размер нагрудника регулируют пряжками.
  12. Постромки. Это особые ремни или веревки. Передают силу от хомута. Соединяют постромки с передком телеги (вагой). Делают это при помощи вальков — брусков, длиной примерно 8 см. Каждый оснащен двумя крючками. На них надевают постромки (петли). Сам валек крепят к ваге при помощи специальной обоймы.
  13. Нашильник. Очередной ремень, проходящий к дышлу от нагрудника. Удерживает при движении под гору.
  14. Вожжи — особые тонкие ремни, как правило, из кожи. Небольшие и легкие ремешки крепят за кольца на удилах и гуже. Для управления главное — уздечка и вожжи, которые дополняют кнутом и голосом. Вожжами подбадривают лошадь: слегка ударяют по крупу. Не нужно путать их с поводьями для верховой езды.

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Читать еще:  Немецкие породы лошадей: обзор, характеристики
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×