Zorkamilk.ru

Домашние наши друзья
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Абазинская порода лошадей: славные кони Кавказа

Абазинская порода лошадей

Абазинская порода лошадей высоко ценилась на Кавказе, ведь только эти скакуны были приспособлены к местным географическим условиям и сложному рельефу. В исторической и художественной литературе, описывающей быт горных народов, авторы уделяли массу внимания этим животным, выделяя их силу, выносливость и работоспособность.

Роль коневодства для абазинского народа

Важнейшим фактором, объясняющим потребность абазинов в разведении лошадей, стали природные условия в местах их проживания:

  • Малопроходимые извилистые тропы.
  • Крутые спуски и подъемы.
  • Твердый грунт на дорогах.
  • Непродолжительный световой день.
  • Постоянное изменение температур.

Еще один фактор, сыгравший роль в необходимости использования выносливых и сильных коней, — периодические войны, которые происходили между абазинами и соседними народами.

То, как горцы ценят лошадей, неоднократно воспевалось путешественниками, писателями и поэтами. Так, по мнению Эдмунда Спенсера, в мире не существует народа, который бы «понимал» и «чувствовал» коней лучше, чем абазины и черкесы. Такое отношение в сочетании с необходимостью коневодства стало причиной возникновения уникальных в своем роде абазинских скакунов. В XIX столетии эти животные получили известность за пределами Кавказа.

Разведением абазинских лошадей занимались только представители аристократических сословий, каждый из которых присваивал табуну собственное название (происходящее от фамилии). Также кони обязательно помечались фамильным клеймом. Особенно популярной стала трамовская порода, выведенная князьями Трамовыми. Очевидцы описывают их как высоких, необыкновенно красивых животных с интересным окрасом: белыми пятнами на морде, гриве и хвосте. Такие лошади долгое время считались одними из лучших среди прочих кавказских скакунов.

Позже животные стали продаваться в Австрию, Польшу, Турцию, страны Персидского залива. Среди горской знати абазинские кони считались лучшим подарком. Так, кабардинские князья нередко презентовали животных московским правителям.

Достоинства породы

Абазинские скакуны получили широкое распространение, благодаря следующим качествам:

  • Ловкость, энергичность, способность преодолевать значительные расстояния.
  • Нетребовательность к питанию.
  • Выносливость. Животные спокойно переносили резкие температурные перепады, характерные для горной местности.
  • Прекрасное физическое развитие.
  • Чуткий слух и обоняние — животные моментально чувствовали опасность. Это было особенно актуально, поскольку абазины нередко подвергались нападениям со стороны кочевых и других оседлых племен.

Абазинские лошади в считаные дни «подстраивались» под всадника, практически никогда не показывали строптивый характер и легко переносили даже крайние неудобства. Абазины использовали коней для передвижения и перевозки грузов по узким дорогам, горным перевалам. Благодаря стараниям нескольких поколений эти животные достигли совершенства. При посещении малозаселенных уголков Кавказа путешественники из других регионов отмечали упорство и работоспособность скакунов.

Потомки абазинских лошадей

Считается, что абазинские скакуны полностью исчезли в начале XX века. Однако если верить некоторым источникам, животные в единичных экземплярах все-таки сохранились, причем не только на Кавказе, но и за пределами России.

Кавказские заводчики приобретали абазинских скакунов для улучшения породы собственных лошадей. Яркими примерами такого скрещивания считаются карачаевская и кабардинская породы, каждая из которых заслуживает отдельного внимания.

Справка. Наиболее известными потомками абазинских коней стали карачаевские и кабардинские лошади, которые успешно эксплуатируются в сельском хозяйстве, конном спорте, военной сфере. А жители горных населенных пунктов до сих пор используют животных как альтернативу транспортным средствам.

Карачаевская порода

Эти животные появились путем скрещивания лучших представителей абазинской и кабардинской пород. Горцам требовались ловкие, неприхотливые животные, способные мгновенно адаптироваться к непредсказуемым погодным условиям. Карачаевские лошади в полной мере соответствовали этим характеристикам. Несмотря на низкий рост, они стойко переносили «капризы» природы и уверенно передвигались по горной местности. Карачаевских скакунов активно задействовали в военные годы, в частности во время обороны Кавказа.

То, что животные относятся к «традиционным» горным породам, видно невооруженным взглядом. На это указывают следующие характеристики:

  • Небольшой рост (средняя высота в холке – 1, 50 м.).
  • Широкий, массивный корпус.
  • Короткие конечности.
  • Мускулистое тело.

Среди представителей породы преобладают темные масти: вороная, гнедая и т. п. Светлые пятна на теле животного — редкое явление.

По характеру карачаевские лошади послушные, преданные хозяину, неприхотливые в питании. Они идеально подходят для верховой езды, сельского хозяйства, горного туризма. Даже сейчас коней используют в ряде военных подразделений, например в пограничных войсках. Активнее всего животных разводят в «исторической» области — Карачаево-Черкессии, однако они представляют интерес и для других российских республик.

Кабардинская порода

История возникновения кабардинских скакунов наполнена массой интересных фактов и догадок. Эта порода считается одной из старейших — о ней было известно еще в XVI веке.

Кабардинские лошадки быстро приспосабливаются к любым условиям климата, спокойно выдерживают изменения температуры и давления в горах, сохраняют устойчивость даже на узких тропинках. Горские народы ценят скакунов за высокую работоспособность, энергичность, удивительную выносливость. Животные хорошо проявляют себя как под седлом, так и в упряжке, что делает их универсальными.

Внешний вид кабардинских лошадей свойственен горным породам:

  • Рост — от 1,50 до 1,60 м в холке.
  • Широкая грудь, развитый корпус.
  • Конечности с отчетливо выраженными мышцами.
  • Крепкие копыта.
  • Густая грива и хвост.

Горцы отдают предпочтение животным гнедой, серой или вороной масти — они считаются самыми выносливыми и сильными. Однако встречаются кабардинские лошади рыжего или пестрого цвета.

Сейчас кабардинские скакуны популярны в конном спорте. Они прекрасно проявляют себя в забегах на длинные дистанции. А добродушный характер, покладистость и дружелюбие животных позволяют использовать их в цирковых выступлениях, туризме, развлекательных программах.

Абазинские лошади, как и их прямые потомки — сочетание невероятной силы, смелости, упорства и привязанности к человеку. При доброжелательном отношении, они демонстрируют верность хозяину даже в самых экстремальных ситуациях. А если добавить к этим качествам неприхотливость животных и стойкий иммунитет к различным заболеваниям, становится очевидным, почему спрос на горные породы с каждым годом только возрастает.

Абазинская порода лошадей: славные кони Кавказа

  • English ( 2436 )
  • Адыгабзэ ( 198 )
  • Turkce ( 153 )
  • О нас ( 1 )
  • A >20 )
  • Творчество ( 91 )
  • Архив ( 0 )
  • Русский ( 8668 +1 )
    • Происшествия ( 889 )
    • Политика ( 1078 +1 )
    • Аналитика ( 1094 )
    • Общество ( 1130 )
    • Спорт ( 376 )
    • Экономика ( 503 )
    • Абхазия ( 559 )
    • Диаспора ( 1040 )
    • История ( 732 )
    • Культура ( 1034 )
    • Экология ( 233 )
« Март 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Читать еще:  Великопольская порода лошадей: история, характеристика

Тамги «самых прославленных черкесских и абазинских лошадей»

Известный в черкесском мире ученый Тамара Половинкина разместила на своей странице Facebook тамги «самых прославленных черкесских и абазинских лошадей». Знаток истории черкесов, в частности, их фамильных тамгов Мухамед Берхамов прокомментировал данную публикацию.

Скоро должна появиться переизданная книга Х. Яхтанигова «Северо кавказские тамги», дополненная новыми тамгами и данными. По его просьбе предоставил ему много информации. Спонсоры несколько раз подводили автора. Надеемся на скорый выход книги, пишет он.

Ниже Натпресс дает публикацию Тамары Половинкиной и фото с тамгами.

1 – клеймо, выжигаемое на правой задней ляжке лошади породы под названием Шалох. Считается самой знаменитой породой у кабардинцев, родоначальник которых, по черкесским преданиям, пришел с моря;
2 – тамга черкесской породы Трам;
3 – Мисост;
4 – Аслангир;
5 – тамга абазинской породы Джантемир;
6 – Жабулат;
7 – Маршан;
8 – Маргуш;
9 – тамга персидской породы Чепалау;
10 – бекган;
11 – тамга абазинской породы Лоф или Лоу, на правой задней ляжке;
12 – Табии;
13 – неизвестная;
14 – Куртат;
15 и 16 – неизвестной мне породы, которая ставится на лопатке;
17 – Куралай, на задней ляжке;
18 – Казанух;
19 – Куденет;
20 – Асланшук;
21 – Мат;
22 – Анзур;
23 – Афонбух;
24 – Захох;
25 – Бабук;
29 – неизвестная;
30 – Цунпа;
31 – Тыш;
32 – Джангот Тарханоф;
33 – Секо;
34 – Хатазук;
35 – Кож;
36 – Мартаза;
37 – Шенебата;
38 – Ясык;
39 – Мудон;
40 – Хощ;
41 – Хотдал;
42 – Астемир;
43 – Келемет;
44 – Хашукай;
45 – Шомаху;
46 – Делел;
47 – Эшхот;
48 – Эшиш;
49 – Ярюк;
50 – Ендыр;
51 – Кандрук;
52 – Кучук;
53 – тамга абазинской породы Трамкт;
54 – Шабас-Гирей;
55 – тамга лучшей и самой распространенной породы абазинских лошадей;
56 – Чихен.

(Перевод с французского языка Хамеда Шикова.)

Natpress © 2012

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт обязательна.

Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»

Библиотека

Фильмотека

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

  • Международный журнал «Страна Абаза»
  • Документы
  • Интернет ресурсы
  • Партнеры
  • Главная
  • Международный журнал «Страна Абаза»
  • Из истории абазинского рода Трам
  • общество

05 декабря 2015

Из истории абазинского рода Трам

История дворянского рода Трамовых уходит корнями в глубь многовековой истории абазинского народа. В течение многих столетий, наряду с другими абазинскими родами, представители этого рода выступали творцами исторического, культурного наследия страны Абаза, самым значимым вкладом в развитие которого можно считать выведенную их усилиями уникальную породу лошадей, которая была описана многими путешественниками, военными, поэтами, писателями, историками разного периода. Слава о качественных характеристиках, красоте этих животных гремела по всему Кавказу. Эта порода была, если можно так выразиться, своего рода, абазинским «брендом» того времени. Трамовская лошадь, обладателем которой мечтал стать, наверное, каждый джигит, ценилась очень высоко и вполне заслуженно.

В исторических сведениях и в фольклоре соседних народов можно прочитать много интересного о трамовской лошади.

Так, в поэме «Измаил-Бей» великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов упоминает о «питомцах. смелых трамских табунов»:

«Далеко от сраженья, меж кустов,
Питомец смелый трамских табунов,
Расседланный, хладея постепенно,
Лежал издохший конь; и перед ним,
Участием исполненный живым,
Стоял черкес, соратника лишенный».

Действие поэмы происходило в районе нынешнего Пятигорска, где располагался один из трамовских аулов. Скорее всего, поэт упоминает об одном из военных эпизодов, произошедших на этом месте.

Другой автор — Александр Иванович Полежаев в своем стихотворении «Казак», которое было написано в 1830 году, также упоминает о трамовской лошади:

«Под Чёрные горы на злого врага
Отец снаряжает в поход казака.
Убранный заботой седого бойца
Уж трам абазинский стоит у крыльца».

Русский историк Семен Броневский в 1823 году писал: «Трамов аул у северо — восточной подошвы Бештаов гор в 20 верстах от Георгиевска принадлежит узденю или старшине Траму, коего конский завод почитается теперь за лучший между породами горских лошадей».

В своей работе «Очерк пространства между Кубанью и Белой» М. И. Венюков отмечал: «Лошади Трамова, одного из абазинских князей, живущего, впрочем, теперь на Куме, долго считались лучшими во всей северо-западной половине Кавказа»

«Этот аул принадлежит абазинскому узденю Трамову (или Трамкту). Конные заводы этой семьи славятся своими превосходными лошадьми черкесской (абазинской – М. А.) породы, которых они разводят. Их число — приблизительно 1000 лошадей» — эти строки, написанные в 1834 году, принадлежат известному путешественнику Иоганну Бламбергу.

Трамовы владели в Малой Абазе несколькими аулами. Самым многолюдным и значительным из них был тот, что располагался недалеко от Георгиевска у подошвы Бештау на границе с Кабардой. По некоторым архивным данным, в нем было до 500 абазинских дворов. Аул специализировался на разведении прекрасных лошадей трамовской породы, которых продавали за высокую цену.

В 1812 году полковник Буцковский писал: «В пределах российских живущие абазинцы трудолюбивы и промышленны. Уздени Трамовы рода Лоовых имели конский завод лошадей отличной породы, содержали более тысячи лошадей и продавали их посетителям Минеральных вод» (Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкессии: Сборник документов. Ростов-на-Дону, 1985 г.).

Эпидемия чумы, которая разразилась на территории Минеральных вод, не обошла стороной трамовцев и абазин тех, что проживали до самой долины реки Теберды. Аул оказался в карантине и из исторических источников ясно, что его население резко уменьшилось в количестве.

По одной из версий, в 1818 году аул был разорен Ермоловым за то, что жители укрыли и не выдали несколько кабардинских абреков. Вот как в одном из источников описывается это трагическое событие, которое выпало на долю трамовцев: «Однажды есаул Савчинин, объезжая посты своей дистанции, узнал о прорыве партии выше поста Осторожного. Савчинин немедленно поехал на пост и приказал на самой переправе заложить секрет из десяти пеших казаков. Это было в ночь с третьего на четвертое мая. Еще не рассвело, как на секрет наехали пять конных кабардинцев, возвращавшихся с русской стороны с заводными лошадьми. Раздались выстрелы. Казачий резерв с хорунжим Малаховым тотчас выскочил с поста, но хищники, доскакав до Трамова аула, скрылись. Малахов вернулся назад. Не прошло и получаса, как на тот же секрет наехали еще семь кабардинцев. Казаки вновь кинулись на выстрелы, но и эта партия, отстреливаясь на скаку, прошла по направлению к Трамову аулу. Между тем на выстрелы прискакал с Верхне-Кирхильского поста сотник Астахов, и обе команды, пустившись в погоню за хищниками, ворвались в аул и сбили дротиками трех кабардинцев, остальные скрылись в саклях. Зная, что в предшествовавшем году в ауле свирепствовала чума, Астахов остановил казаков и, выйдя из аула, потребовал от жителей выдачи хищников. Те наотрез отказались. Астахов донес обо всем Ермолову. Этот Случай выходил из ряда обыкновенных происшествий и Ермолов воспользовался им, чтобы уничтожить Трамов аул, “это гнездо разбоев и вечной чумы”. Ночью войска окружили его и приказали жителям выбираться. Затем аул был зажжен с четырех сторон, имущество разграблено, стада и табуны взяты на удовлетворение жителей Кавказской линии» (Василий Потто «Кавказская война» том 2, стр. 85).

Читать еще:  Шотландская тяжеловозная порода лошадей клейдесдаль: история, характеристика

После разорения аула, его жители были расселены. Позже большая часть трамовских аулов, в том числе Калмык, Шолох, Харпыс и Умар Трамовы с подвластными, в 1848 году перешли на Куму. На Малке остался лишь аул Бек-Мурзы Трамова (20 дворов), он находился там и в 1857 году.

Об ауле Хаджи-Умара Трамова на Лабе возле Шахгереевского ущелья упоминается в прошении на имя генерала В Бекмурзы Трамова. М. Козловского, командующего войсками Правого крыла: «. в бытности на вашу Псебае, где являлся к Вашему Превосходительству и проживающий между бесленеевцами, мой родственник Хаджи-Умар Трамов, с изъявлением желания переселиться из гор со своим аулом. » (Российский Государственный военно-исторический архив, Ф.14257. Оп. 3. Д. 406. Л.5).

Скорее всего, впоследствии, многие Трамовы были переселены в кабардинские и бесленеевские аулы современной Адыгеи. Так, в архивных документах сообщается, что «. В ночь с 5 на 6 июня 1868 г. в а. Ходзь сгорела сакля, принадлежавшая Аслан-Гирею Трамову», а также «. В июне 1868 г. в Лабинском окружном суде состоялось слушание дела Безруко крестьянина, принадлежавшего дворянину Ходзинского аула Щахан-Гирею Трамову» (Гос.архив Краснодарского края, ф. 774, оп. 1, д. 510, л. 11).

Из истории образования Кумско-Абазинского аула известно, что в 1860-х г.г. ХІХ в. было решено соединить в один аул три населенных пункта – Кумско-Лоовский (87 дворов), Трамкт (35 дворов), Джантемировский (29 дворов) и поселить его на левом берегу реки Кумы. Джантемировцы воспротивились этому и просили пересилить их в Большую Кабарду. Оставшиеся два аула и основали аул Кумско-Абазинский, впоследствии Кумско-Лоовский, а потом уже и Красновосточный.

Трамовцам всегда были присущи мужество, патриотизм и отвага. Согласно историческим данным, многие представители рода прославились достижениями в службе. Так, в источниках приводятся имена подпоручика, прапорщика милиции в 1878 г. Ахмедхана Трамова, корнета Баткирея Трамова (1859 г.), ротмистра Бекмурзы Калмыковича Трамова (1857 г.), прапорщика Бекмурзы Трамова (1898 г.), прапорщика милиции Гаджи-Батыра Трамова (1881 г.), прапорщика Калмыка Трамова (1848 г.), подпоручика Хирписа Трамова (1848 г.), корнета Шахима Батырбековича Трамова, юнкера Адами Трамова, участника русско-японской войны Мухамат-Гирея Трамова, прапорщика Каирбека Трамова (1898 г.), ротмистра 6-го Уланского полка Ахмата Трамова (1901 г.).

За годы Кавказской войны из всего числа трамовских аулов большая часть была вынуждена переселиться в Турцию, остались лишь два аула на Кавказе. Немало представителей рода оказались в кабардинских, адыгейских, черкесских, балкарских, карачаевских, чеченских селах и со временем потеряли язык и подверглись ассимиляции.

При этом стоит отметить, что многие потомки махаджиров – представители этого рода, проживающие за рубежом, смогли сохранить свою идентичность, стать достойными представителями не только рода Трамовых, но и всего абазинского народа. В качестве примера можно вспомнить Бурхана Трам – потомка абазинских махаджиров, известного в Сирии врача-травматолога, а также музыканта, художника и астронома. Круг интересов был обширен Бурхана, он часто приезжал в СССР, стажировался у профессора Елизарова. Помимо всего прочего, Бурхан Трам был большим патриотом своего народа, хорошо владел абазинским языком, интересовался жизнью абазин, будучи в Абхазии и прививал любовь к историческому наследию своего народа и дочерям Сине Рице. В 2010 году он переехал в Турцию. Через два года, в 2012 году Бурхан ушел из жизни.

История Бурхана Трам – лишь одна страница истории рода и пример того, что, несмотря на все испытания, Трамовы стараются не терять исторических корней, сохраняют память о наследии своих славных предков, одним из ярчайших эпизодов которого является трамовская порода лошадей – явление, которое когда-нибудь получит шанс на возрождение.

От орловского рысака до Конька-Горбунка

В России были выведены десятки пород лошадей. «Огонек» вспомнил самые знаменитые.

Подготовила Наталия Нехлебова

Вятская лошадь

Фото: Александр Ведерников, Коммерсантъ

У вятской лошади есть особое отличие в окрасе — темная полоса вдоль спины, которая начинается ото лба и заканчивается кончиком хвоста. Вятка — это северная лесная лошадь. Она не была выведана селекционерами, а появилась в результате естественного отбора. Некоторые исследователи считают, что вятскую породу стали использовать и улучшать при Петре I, другие — что еще в XIV веке. В любом случае вятская лошадь старейшая наша порода — один из русских символов, потому что настоящая русская тройка — это три вятские лошади, летящие галопом. Именно их первыми стали использовать в почтовых тройках. Только после выведения орловского рысака центральная лошадь — коренник — побежал рысью. Разводили этих лошадей преимущественно в Вятке, отсюда и название. Сегодня в России осталось всего 700 голов лошадей этой породы.

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

«Наше национальное достояние, порода, не имеющая аналогов в мире», —так говорят об орловском рысаке коннозаводчики. Орловскому рысаку 240 лет. Вывел эту породу граф Алексей Орлов. Ее родоначальником стал арабский жеребец Сметанка. Его граф купил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Орлов мечтал создать лошадь красивую и выносливую. Многие породы, которые ввозили в Россию, в нашем климате быстро вырождались. И ему удалось в одной лошади совместить изящество арабских скакунов с массивностью и мощью датской и голландской пород. Благодаря орловскому рысаку в России и Европе возник рысистый спорт. Снежно-белый или серый в «яблоках» орловский рысак необыкновенно красив. Во всем мире подобные уникальные породы охраняются государством, у нас же осталось чуть более 700 племенных маток.

Читать еще:  Фризская лошадь: описание породы, особенности содержания, рацион лошадей

Фото: Александр Ведерников, Коммерсантъ

История дончаков связана с историей казачества, победами российских войск. Предки донских лошадей — вольные степные лошади. Их казаки улучшали за счет турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в ходе русско-турецких войн. Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками. Один из французских генералов — участник войны 1812 года — писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела». Эта лошадь крайне неприхотлива. Она единственная в мире с легкостью переносит очень длительные переходы. Сейчас порода в отчаянном положении. На грани вымирания.

Фото: Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Эта порода тяжеловозных лошадей была выведена в XVIII веке. По одной из версий их созданием занимались крестьяне Воронежской губернии, жившие в селах по реке Битюг. Они скрещивали местных тяжеловозов с голландскими и датскими жеребцами, которых присылал лично Петр Великий. По другой версии к созданию воронежского битюга приложил руку граф Орлов. У некоторых битюгов была рысистость и стать орловских рысаков. Воронежские тяжеловозы могли тянуть груз весом в 2 тонны. Владимир Гиляровский с восторгом описывает их службу в московских пожарных частях. Во второй половине XIX века они начали исчезать. Поля активно распахивали, лошадей крестьянам приходилось держать в хлевах и кормить соломой. Такой образ жизни битюгам мало подходил. К середине XX века воронежский битюг исчез совсем.

Фото: Абрамова Ксения / Фотобанк Лори

Этих вороных аристократов также создал граф Орлов. Его целью была строевая лошадь, годная как для ведения военных действий, так и для манежной езды. Русские верховые стали символом русской кавалерии в XIX веке. Их изящная красота поражала не только неприятеля, но и судей на многочисленных международных выставках. «Страстная в бою, статная на параде»,— говорили о них. В XX веке после Первой мировой войны порода практически исчезла. Усилия по ее сохранению предпринимает кафедра коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии на Старожиловском конном заводе — сегодня это единственное место, где разводят русскую верховую породу. Чтобы содержать и поддерживать животных, нужно около 15 млн рублей в год. А помощь от государства — минимальна.

Фото: Александр Ведерников, Коммерсантъ

Мал, да удал — это про русских тяжеловозов. Маленькие, с короткими ногами, они способны тянуть груз до 26 тонн. Неприхотливый, плодовитый, покорный. Этот идеальный помощник русского крестьянина был выведен в начале XX века. Особой ценностью русского тяжеловоза считалась его «долговечность» и «непоколебимая выносливость». Он может работать до глубокой старости — до 25-летнего возраста. Русские тяжеловозы едят любой корм, терпят практически любые условия содержания. Единственное, что им нужно для выживания,— это обильно пить. Настоящая русская рабочая лошадь! Кобылы этой уникальной породы дают очень много молока. Сейчас русского тяжеловоза любят закупать частные фермы ради мяса, молока и туристической привлекательности. Они с удовольствием катают детей.

Фото: РИА Новости

Этот гигантский брутальный конь с шикарной гривой и кисточками на ногах спасал разрушенное сельское хозяйство после Великой Отечественной войны. В стране отчаянно не хватало тракторов и другой тяжелой техники. Могучий владимирский великан пахал землю, возил грузы на стройках и на заводах. Породу вывели в 30-х годах XX века во Владимирской области. Ее создавали специально для вспашки тяжелых почв — суглинков. Владимирец способен за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Кроме потрясающих рабочих качеств владимирский тяжеловоз оказался еще и очень фотогеничным. Его изображение часто печатали на открытках. Сейчас в России осталось катастрофически мало владимирских племенных кобыл — 113.

Фото: easy Fotostock / Фотобанк Лори

Создана на Терском конном заводе в 1940-х благодаря двум жеребцам исчезнувшей стрелецкой породы, отбитым в Гражданскую у белогвардейцев. По легенде один из них принадлежал барону Врангелю. Восстановить породу было уже невозможно, и Будённый распорядился на ее основе создать новую, которая была бы «изысканной, быстрой, выносливой, крепкой и неприхотливой». В итоге самым ценным качеством терской породы стала универсальность. Эти лошади участвуют во множестве видов конного спорта — троеборье, конкуре, выездке, драйвинге… Их добрый нрав очень полезен в детском конном спорте и иппотерапии. На коне терской породы по кличке Кумир маршал Жуков принимал Парад Победы. Сейчас в России осталось всего 120 чистопородных племенных терских кобыл.

Фото: Дебабов Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Это древнейшая культурная порода. Она выведена около 5 тысяч лет назад в Туркмении. Ахалтекинцы оказали влияние на формирование и арабской породы, и чистокровной верховой. Эти лошади высокие, сухие и очень быстрые (их сравнивают даже с гепардами). Они бывают самых разных мастей — гнедые, вороные, рыжие, серые, буланые, бурые. Но всегда у шерсти золотой или серебристый отблеск. Эта порода великолепна в скачках. В советское время селекционеры успешно поработали над статью и ростом ахалтекинцев (они стали грациознее и выше), а в 1960 году на Олимпиаде в Риме в программе выездки советский ахалтекинец стал чемпионом. Сегодня лошади этой породы по-прежнему одни из самых быстрых в мире. Вот только в России их осталось мало — не больше 400 племенных кобыл.

Эта порода, выведенная писателем Петром Ершовым в середине XIX века, выразила все надежды русского народа. Некоторые исследователи считают, что Горбунок произошел от легендарного Сивки-Бурки (он же вещая каурка), неоднократно спасавшего Ивана-дурака от него самого и самодурства центральной власти. Горбунок в ходе селекции приобрел два горба, длинные уши, низкорослость и особый дар преданности хозяину («На земле и под землей он товарищ будет твой»). Благодаря ему даже самый простодушный владелец запросто может заполучить царский трон и царевну в жены. О распространении породы в современной России данных нет. Однако, учитывая некоторые парадоксы отечественной кадровой политики, исследователи делают вывод, что горбунки в стране все еще водятся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector